Музей Ахматовой открылся в 1988 году в южном флигеле Шереметевского дворца, где когда-то жила Анна Андреевна. С 1991-го пространство собирает творческую интеллигенцию Петербурга – писатели рассказывают о своих книгах, выставляются картины современных художников, чтецы декламируют поэзию Серебряного века – и много чего еще происходит в проникнутом эклектикой месте. Отправляются сюда молодые люди и просто, чтобы оставить на свободном кусочке стены свой след.

На стенах остались послания сотен людей.
Игорь Акимов, "Metro"
Фото:
Каждый сантиметр дворика дома 53 на Литейном проспекте полон свободы, поэзии и открытости миру. Творчество начинается уже в арке – надписи и рисунки покрывают ее изнутри снизу доверху. По всему периметру сада расползлись стихи – свои и чужие, шутки, загадки, мотивационные пожелания, признания в любви – дорогим людям, городу и самой жизни…

Арт-пространство начинается с арки.
Игорь Акимов, "Metro"
Фото:
– Первые стихи и изображения Анны Ахматовой на стены около музея мы нанесли где-то в 2017 году, – поделилась с Metro заведующая отделом гостеприимства музея Светлана Прасолова. – Потом в 2020-м здесь появилась выставка, посвященная Иосифу Бродскому. Тогда как раз была ковидная пора, и люди стали делиться на стенах арки своими мыслями и посланиями другим, чтобы было не так тревожно. Мы периодически закрашиваем какие-то участки, чтобы вновь появилось свободное пространство. Нас даже благодарят за "чистые листы", а нам нравится, что люди "разговаривают" стихами на стенах, как своими, так и чужими. Кто-то через надписи пытается познакомиться с понравившимся человеком, который встретился ему в музее. Пишут не только маркерами, но и шариковыми ручками, а еще оставляют рисунки котиков и портреты Ахматовой.
А вот вам несколько примеров творчества из сада Фонтанного дома:
Милая подбадривающая картинка.

Смотри под ноги – радость.
Ирина Алексеева, "Metro"
Фото:
А здесь музыкальное и загадочное.

Тональность, взятая совершенно произвольно.
Ирина Алексеева, "Metro"
Фото:
Беспроигрышный заход на кошачью тематику.

Твои часы еще мурчат.
Ирина Алексеева, "Metro"
Фото:
Жизненная фраза, согласны?

А работать все равно неохота.
Ирина Алексеева, "Metro"
Фото:
Мадоннари – одно из направлений стрит-арта: художники рисуют на асфальте "объемные" картины. Возможно, цитата как раз такого мастера.

Друзья на дорогах не валяются, они на них рисуют мадоннари.
Ирина Алексеева, "Metro"
Фото:
Еще немного кошачьего. На этот раз с цитатой из песни инди-группы "Дайте танк (!)".

А вдруг счастливым я был вчера, а мне не сказал никто.
Ирина Алексеева, "Metro"
Фото:
Тайна "картофельной" надписи покрыта мраком, но забавно.

Вот тебе и картошка по скидке.
Ирина Алексеева, "Metro"
Фото:
Над этим вопросом могут задуматься гуляющие в Саду парочки.

А у вас любовь.
Ирина Алексеева, "Metro"
Фото:
Ну, и конечно, посвящение удивительному Петербургу.

– В Питер по любви. – Из Питера с любовью.
Ирина Алексеева, "Metro"
Фото:
Арт-пространство достаточно контрастно смотрится со степенным и величественным Фонтанным домом, который стоит тут с 1740-х годов. Барочная родовая усадьба графов Шереметевых после Октябрьской революции стала достоянием молодой Советской республики, во флигелях организовали Музей быта, Дом занимательной науки, Арктический и антарктический институт. Здесь же осенью 1918 года, обосновалась Анна Ахматова. Сначала она жила в северном флигеле со вторым супругом Владимиром Шилейко, а потом в южном – с гражданским мужем Николаем Пуниным, вплоть до 1952 года. Гости поэтессы обязаны были получать пропуска в проходной Института Арктики и Антарктики, а вот у Анны Андреевны был постоянный пропуск с печатью "Севморпути", в графе "должность" значилось "жилец".