Дети победителей: Вернувшись с войны, отец охранял наши границы

Metro продолжает цикл публикаций

Иван Фоминых прошёл всю войну. Фото все фото предоставлены Галиной Циммерман, "Metro"
Иван Фоминых прошёл всю войну. Фото все фото предоставлены Галиной Циммерман, "Metro"
Галина (слева) с мамой и младшей сестрой Лидой, конец 1940-х. Фото все фото предоставлены Галиной Циммерман, "Metro"
Галина (слева) с мамой и младшей сестрой Лидой, конец 1940-х. Фото все фото предоставлены Галиной Циммерман, "Metro"
Начало 1950-х. Застава в азербайджанском посёлке Дашбурун на границе с Ираном. Галина с младшей сестрёнкой Таней (вторая слева). Фото все фото предоставлены Галиной Циммерман, "Metro"
Начало 1950-х. Застава в азербайджанском посёлке Дашбурун на границе с Ираном. Галина с младшей сестрёнкой Таней (вторая слева). Фото все фото предоставлены Галиной Циммерман, "Metro"
Галина Циммерман с младшим внуком Костей. Фото все фото предоставлены Галиной Циммерман, "Metro"
Галина Циммерман с младшим внуком Костей. Фото все фото предоставлены Галиной Циммерман, "Metro"

Metro продолжает цикл публикаций к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. "Дети победителей" – это истории людей, чьи родители воевали на фронте. Герой этой публикации – отец петербурженки Галины Циммерман Иван Фоминых

Когда началась война, Ивану Фоминых было уже 27 лет. Он успел окончить военно-политическое училище в Новочеркасске и в 1941-м был опытным политруком и военным связистом.

Прошёл всю войну

– Мою маму Евдокию Степановну папа встретил ещё до войны, – рассказывает Галина Ивановна. – Родом они из одной деревни Кировской области, мама с отцом – однофамильцы, так что, когда они поженились, ей не пришлось менять фамилию.

Иван Фоминых сразу же был призван в действующую армию.

– Сами родители почти ничего не рассказывали о войне, а мы не приставали к ним с вопросами, – продолжает Галина Ивановна. – Нам казалось, что жизнь длинная и мы ещё успеем расспросить родных о сражениях и подвигах. Сейчас очень жалею, что  не спрашивала, и теперь о боевом пути отца сужу по наградам и редким фотографиям.

Галина Ивановна показывает снимок, на котором политрук роты связи стоит у карты. Фото сделано в январе 1942 года в Будённовске – за восемь месяцев до оккупации города фашистами.

– Видимо, отец готовил там связистов. Позже, знаю, воевал на разных фронтах. Получил несколько медалей и орден Красного Знамени. Помню, однажды папа разоткровенничался и рассказал, как прокладывал после боя связь к своим. Полз через поле с трупами наших и немецких солдат... Уже после папиной смерти мы отправляли запросы в различные военные архивы, но ответа не получили. Он был пограничником, и, возможно, его документы находились в архивах КГБ СССР. Сейчас поиском занимаются мои дети.

Уволился из армии, чтобы спасти маму

Война для Ивана Фоминых не закончилась в мае 1945-го. Его отправили служить на границу.

– Я родилась в Читинской области в селе Букукун – на границе с Монголией. Вскоре папу перевели в Азербайджан, – рассказывает Галина Циммерман. – Жили на пограничной заставе. Папа – постоянно занятой, загорелый до черноты. Запомнилось, что отношения с соседним Ираном были напряжённые. Иранцы часто поджигали хлопок на наших колхозных полях рядом с границей. Жара была страшная. Чтобы заснуть, накрывались мокрыми простынями. Мы, дети, легко переносили жаркое лето. А вот маме было тяжело: у неё врождённый порок сердца. И, чтобы её спасти,  отец ушёл из армии.

Галина Циммерман с младшим внуком Костей.

Галина Циммерман с младшим внуком Костей.

все фото предоставлены Галиной Циммерман, "Metro"

Фото:

"Землянку" пели всей семьёй

Семья жила на Дальнем Востоке, а потом переехала в Кировскую область.

– У меня было очень счастливое детство, – говорит Галина Ивановна. – Мы организовали настоящий тимуровский отряд. И папа нас, тимуровцев, поддерживал и помогал. Песни "Землянка", "Тёмная ночь", "Платочек" пели всей семьёй. И сейчас, когда слышу эти песни, всегда вспоминаю папу. Помню, как уже в старших классах на день рождения школы мы ставили отрывок из "Молодой гвардии". Наши мальчики взяли в Доме культуры костюмы фашистов, я играла Ульяну Громову, а моя подруга – Любку Шевцову. И мы действительно верили в то, что играли на сцене... Когда-то папа сказал мне и младшей сестре Тане: "Девочки, ни в коем случае не выходите замуж за военных. Найдите мужа с нормальной профессией". Я послушала и сделала всё наоборот: наверное, где-то на подсознательном уровне мне хотелось, чтобы муж был похож на моего отца, которым я гордилась. И 9 Мая для нас – особый праздник. Не пафосный, а тихий, семейный. Мы всегда вспоминаем папу и других родственников-фронтовиков.

Сейчас у Галины Циммерман взрослые дети и внуки. С младшим Костей она часто ходит на Пискарёвское кладбище.

– Я помню, как мой младший внук Костя был поражён, когда увидел, сколько людей похоронено на Пискарёвском кладбище, – говорит Галина Ивановна. – С тех пор посещение этого священного места стало традицией. Это важно – и для меня, и для них.


Дети победителей, ждём ваших  историй!
Уважаемые читатели! Если у вас есть похожая на опубликованную личная история, пишите в редакцию. История вашей жизни должна начинаться примерно так: "Мой папа (мама) вернулся с войны, и через девять месяцев родился я". Мы хотим рассказать о ваших родителях, ветеранах Великой Отечественной войны, и о вас – их потомках.
Ждём ваших писем по адресу: alena.bobrovich@metronews.ru
Показать комментарии