Опрос Metro. Фото vk.com
Опрос Metro. Фото vk.com
О высоких требованиях к учителю предупреждают еще в университете. Фото Getty
О высоких требованиях к учителю предупреждают еще в университете. Фото Getty

"Её увольнение - это ещё один камень в огород всех педагогов": учителя вступились за Ольгу Щеголеву

Учителя из разных петербургских школ рассказали, как общество давит на них, и напомнили, что все они в первую очередь люди

На днях учитель биологии Ольга Щеголева уволилась из школы-лицея Консерватории имени Римского-Корсакова из-за давления со стороны администрации.

Все дело в том, что Ольга в свободное от работы время вела Instagram-блог о секс-просвещении для взрослых. В профиле был указан возрастной ценз 18+. Кроме того, петербурженка установила соответствующие возрастные фильтры среди подписчиков. Однако администрацию школы это не устроило и Ольге предоставили выбор – либо блог, либо работа.

"Мне не очень приятно, что из-за меня в школе случился такой скандал. Я этого не хотела. Я обычный нормальный человек и занимаюсь тем, что считаю нужным. Я работаю только со взрослыми, половое просвещение взрослых позволяет растить здоровых детей. Это позволяет предотвратить насилие", - цитирует слова Ольги издание "Фонтанка".

Подобные ситуации в России происходят не в первый раз. Например, в 2019 году в Барнауле учительницу русского языка и литературы вынудили уйти из школы из-за опубликованной фотографии в закрытом купальнике. Журналист Metro связалась с представителями профессии, чтобы выяснить, где находятся границы личного и профессионального.

Анна (имя изменено), учитель истории и обществознания:

- Когда я училась в университете, преподаватели говорили о высоких требованиях к учителю - о том, что знание предмета должно быть безупречным, ум живым и гибким, что мы должны действовать всегда из соображений гуманности, что мы должны любить детей, и даже что одежда должна быть чистой и опрятной.

Когда устраивалась на работу (я работала в 2 школах), администрации нужен был только мой диплом. Никаких разговоров о том, что я должна/не должна делать в свободное время, не было.

Когда на моем и не только профессиональном пути встречались черствые, злые, глупые учителя, которые абсолютно точно не соответствовали требованиям к учителю, общественность молчала. Когда у меня на руках плакала девочка, которой учительница прилюдно сказала, что она тупая и не сдаст ЕГЭ, всех все устраивало. Когда на весь коридор две учительницы обсуждали, что девятиклассница скинула мальчику обнаженные фотографии и он слил их в интернет, никого не уволили.

Но вот вскрылось страшное - у учителя есть личная жизнь, хобби, тело. Общественность встрепенулась и пошла в атаку. Администрация школ начала рубить головы. Хорошие, добрые, правильные люди писали в соцсетях и в личные сообщения такие отвратительные вещи, что страшно вспомнить.

И во всем этом лично я вижу двойные стандарты и откровенную подлость. Уже 2 года я не работаю в школе. Но ко мне все еще приходят мои ученики, чай попить, поговорить, посоветоваться, рассказать о проблемах и радостях. Это единственный маркер, который позволяет мне думать, что я была хорошим учителем.

Если говорить о проблеме границ между личным и профессиональным, то, вероятно, лучше бы было еще на первом курсе педагогического сказать нам всем: "Девочки и мальчики, у вас теперь будет только школа. Не будет ни увлечений (кроме разрешенных нашим строгим обществом), ни личных отношений (вдруг дети подумают, что учитель может с кем-то спать), ни права на самовыражение. Вот так можно выглядеть (список), вот об этом говорить (список), вот так вести соцсети (шаблон)". Тогда пожалуйста, пусть требуют соответствия и увольняют, если не соответствуем. Только будет некого увольнять. Потому что никто не будет работать. Между прочим, дети всегда понимали, что мы тоже люди.

Кстати, о самой учительнице биологии. Я была бы рада, если бы моим детям преподавал биологию человек, имеющий представление о секспросвете. Это нормально, здорОво и здОрово.

Людмила, учитель музыки, классный руководитель:

- В новых реалиях современного мира, я считаю, что учитель загнан в жесткие рамки совершенно необоснованно. Мы живем в свободном мире и в праве заниматься чем хотим, если это никак не влияет на качество нашей работы.

Как мне кажется, когда у человека есть увлечение, то он более плодотворен в работе, так как есть моменты переключения. Тогда и выгорание не происходит.

Екатерина, учитель ОБЖ:

- В наши дни учителю достаточно сложно, поскольку большинство в обществе считают, что учитель не имеет права на свою личную жизнь. Я с этим не соглашусь. У любого здорового человека должно быть хобби, он должен чем-то заниматься помимо работы, в чем-то другом развиваться. И это никак не должно пересекаться с профессией.

Учитель имеет право на личную жизнь и имеет право делать то, что считает нужным, если это не наносит урон жизни и здоровью окружающих. В школе у него есть трудовые обязанности – он дает знания. Если он свою функцию выполняет, какие к нему могут быть претензии?

А есть ведь и личное пространство. Преподавательница вела блог, связанный с ее предметом. Что в это плохого? Она веди никого не заставляла его читать, не показывала его детям. Считаю абсурдными ситуации, когда учителей обвиняют в подобных случаях. Её увольнение - это ещё один камень в огород всех педагогов и учителей.

Я тоже веду свой блог. Честно говоря, перед тем, как что-то опубликовать, я думаю о том, как об этом написать, потому что меня читают и взрослые, и дети. И я тоже получаю некоторую обратную связь в формате "Ты же учитель…". На что я всегда отвечаю: "Это не значит, что я не человек". Мы тоже отдыхаем на море, как и многие другие - купаемся мы, открою секрет, в купальниках, а не в пиджаках. Сколько же стереотипов в обществе!


Мы также провели опрос в социальных сетях – поинтересовались у подписчиков, имеет ли учитель право на собственное хобби. Результаты говорят сами за себя.

Опрос Metro.

Опрос Metro.

vk.com

Фото:



Подписаться в Яндекс.Дзен

А также подписывайтесь на "Metr" в Яндекс.Новости

Реклама


Показать комментарии