Экскурсия по театру: В лабиринтах БДТ можно потеряться

Metro начинает цикл экскурсий по петербургским театрам. Первая - в БДТ, который отмечает 100-летие. Нашим гидом стала Полина Толстун

БДТ. Полина Толстун. Фото Алена Бобрович, "Metro"
БДТ. Полина Толстун. Фото Алена Бобрович, "Metro"
БДТ. Полина Толстун. Фото Алена Бобрович, "Metro"
БДТ. Полина Толстун. Фото Алена Бобрович, "Metro"
БДТ. Полина Толстун. Фото Алена Бобрович, "Metro"
БДТ. Полина Толстун. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Полина Толстун активно занята в репертуаре и репетирует в спектаклях, которые только готовятся к постановке.. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Полина Толстун активно занята в репертуаре и репетирует в спектаклях, которые только готовятся к постановке.. Фото Алена Бобрович, "Metro"
БДТ. Уникальный расписной потолок. Фото Алена Бобрович, "Metro"
БДТ. Уникальный расписной потолок. Фото Алена Бобрович, "Metro"
БДТ. Лабиринты театра. Фото Алена Бобрович, "Metro"
БДТ. Лабиринты театра. Фото Алена Бобрович, "Metro"
БДТ. Полина Толстун. Фото Алена Бобрович, "Metro"
БДТ. Полина Толстун. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Расписной потолок. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Расписной потолок. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Расписание. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Расписание. Фото Алена Бобрович, "Metro"
В костюмерной. В этом платье Полина играет в спектакле "Дядюшкин сон". Фото Алена Бобрович, "Metro"
В костюмерной. В этом платье Полина играет в спектакле "Дядюшкин сон". Фото Алена Бобрович, "Metro"
В костюмерной. Фото Алена Бобрович, "Metro"
В костюмерной. Фото Алена Бобрович, "Metro"
В костюмерной. Фото Алена Бобрович, "Metro"
В костюмерной. Фото Алена Бобрович, "Metro"
В костюмерной. Фото Алена Бобрович, "Metro"
В костюмерной. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Нашивки. У Суок - розового цвета. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Нашивки. У Суок - розового цвета. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Нашивки. У Суок - розового цвета. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Нашивки. У Суок - розового цвета. Фото Алена Бобрович, "Metro"
В гримерной. Фото Алена Бобрович, "Metro"
В гримерной. Фото Алена Бобрович, "Metro"
В гримерной. Фото Алена Бобрович, "Metro"
В гримерной. Фото Алена Бобрович, "Metro"
В гримерной. Фото Алена Бобрович, "Metro"
В гримерной. Фото Алена Бобрович, "Metro"

Metro начинает цикл экскурсий по петербургским театрам. Заручившись поддержкой актёров, мы проникаем за кулисы и смотрим, как здесь всё устроено. Сегодня мы отправились в Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова, который отмечает 100-летие. Нашим гидом стала актриса Полина Толстун

Полина Толстун
Родилась в 1985 году в Ленинграде.
Замужем. В БДТ им. Г.А. Товстоногова занята во многих спектаклях, среди них "Дядюшкин сон", "Три сестры", "Слава", театральный сериал "Три толстяка".

Свои первые роли в БДТ – Берту в спектакле "Отец" и Оливию в спектакле "Двенадцатая ночь, или Как пожелаете" – Полина сыграла, ещё будучи студенткой Санкт-Петербургской академии театрального искусства. А с 2007 года актриса состоит в штате театра и почти каждый день заходит сюда через служебный вход.

Полина давно не путается в лабиринте лестниц, коридоров и закоулков одного из самых известных театров страны. Знает почти каждого, кто здесь работает. Исследованы все потайные двери, мастерские, гримёрки.
– В 2014 году в Большом драматическом театре прошла масштабная реконструкция, – рассказывает Полина. – Удалось сохранить исторический облик здания, но при этом сделать театр технически современным. За последние пять лет здесь было поставлено много прекрасных спектаклей.
БДТ отвечает актрисе взаимностью: Полина Толстун активно занята в репертуаре и репетирует в спектаклях, которые только готовятся к постановке.

Расписание начинается с субботы
Подходим к расписанию спектаклей.
– Каждую субботу после обеда здесь появляется расписание на предстоящую неделю, – объясняет Полина. – Как правило, в понедельник у артистов выходной, и за день до него мы узнаём наши планы: какие спектакли пройдут на сцене, какой состав в них занят. Ведь в некоторых постановках по несколько составов. Здесь же вывешивается информация, когда начнутся репетиции нового спектакля, а также о распределении ролей. Сюда подходят прочитать важные объявления, свежую прессу, поздравления.

За расписанием спектаклей строго следит Георгий Товстоногов – его портрет находится на противоположной стене холла. Отсюда актёры расходятся по своим гримёркам.
– Моё самое любимое место в театре, конечно, сцена, – говорит Полина. – Но есть и ещё несколько укромных уголков. Например, после капитального ремонта появился пролёт лестницы, который ведёт в никуда, просто упирается в стену. Это гениально. Или есть пролёт, откуда две лестницы спускаются... вниз. Когда люди впервые попадают за кулисы, удивляются: "Разве так бывает?" Обожаю подниматься на колосники – это верхняя часть над сценой. Отсюда хорошо просматриваются декорации и весь зрительный зал. Люблю здесь бывать.

Расписание.

Расписание.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

Главное, чтобы костюмчик сидел
В день, когда актриса занята в спектакле, она приходит в театр за несколько часов.
– Захожу в свою гримёрку, оставляю вещи. Иногда перед спектаклем проходит распевка или небольшая репетиция, потом мы идём на грим. В гримёрке нас уже ждут костюмы и обувь. Всё остальное время они хранятся в костюмерной.
Закулисная часть БДТ делится на мужскую и женскую. Проходим с Полиной по "женскому" коридору.

– Здесь много гримёрок, – поясняет Полина. – За этими дверями готовятся к выходу на сцену народные артистки России Светлана Крючкова и Нина Усатова, а здесь – народная артистка СССР, чудесная Алиса Бруновна Фрейндлих.
Подходим к костюмерной. На одной напольной вешалке развешаны костюмы к одному спектаклю.
– Здесь у нас "Дядюшкин сон", – Полина перебирает платья. – Вот платье Алисы Бруновны Фрейндлих, костюмы Марии Кирилловны Лавровой, Елены Кимовны Поповой, а вот это светлое – моё. На соседней вешалке – костюмы к спектаклю Константина Богомолова "Слава". Они все в стиле 30-х; мне кажется, похожее было у моей мамы. Большинство из них покупали в магазине и перешивали.

В костюмерной. В этом платье Полина играет в спектакле "Дядюшкин сон".

В костюмерной. В этом платье Полина играет в спектакле "Дядюшкин сон".

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

Переходим в другую часть костюмерной.
– А здесь – "Три толстяка". – (Полина Толстун играет в этом спектакле космическую разведчицу отряда "Мотыльки знаний"). – Видите, по задумке автора спектакля, на многих костюмах – нашивки с именами персонажей. Вот Кукла наследника Тутти, вот Гаспар. У всех нашивки на платье белого цвета, а у Суок розовая. Знаете – почему? Оле Ваньковой, которая играет Суок, перед каждым спектаклем красят волосы красным спреем. И всё, чего касаются волосы, тоже окрашивается.

Нашивки. У Суок - розового цвета.

Нашивки. У Суок - розового цвета.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

В гримёрной
Заглядываем в гримёрный цех. Здесь идёт подготовка к спектаклю "Человек". Актрисам накладывают грим и надевают парики.
– Парики хранятся в шкафу, у каждого – своя подставка, – объясняет Полина. – Здесь собраны парики для разных спектаклей. Например, вот в этом, белом, на сцену выходит Светлана Крючкова.
В спектакле "Человек" "занята" белая лошадь. Своего выхода она ждет в специальной повозке во внутреннем дворе театра.

В гримерной.

В гримерной.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

Счастливое число
Мы проходим в пустой зрительный зал. На сцене монтируют декорации.
– Когда я была студенткой, смотрела все спектакли с высоты третьего яруса, – рассказывает Полина. – Сейчас если прихожу в театр как зритель, то люблю сидеть в самой близкой к сцене ложе, отсюда весь спектакль – как на ладони. Если сижу в первом ряду партера, то иногда возникает ощущение, будто актёры играют только для тебя!
Полина проходит в зал и показывает на кресло под номером 100.

– Для театра этот год – юбилейный, БДТ отмечает своё столетие. Поэтому и место под номером 100 – волшебное. Зритель, который покупает билет на первый спектакль месяца под этим номером, получает в подарок футболку из специальной серии, выпущенной к 100-летию театра.

Расписной потолок
Мы проходим в знаменитую гримёрку №9 , которую когда-то занимали Олег Басилашвили, Анатолий Гаричев и Сергей Юрский. Потолочные своды "украшены" автографами легендарных актёров театра и кино.
– Я как раз сейчас читаю книгу Олега Валерьяновича Басилашвили, где он рассказывает, как появилась эта традиция, – говорит Полина. – Первыми расписались Басилашвили и Юрский. Теперь здесь нет ни сантиметра свободного места. Сейчас эту гримёрку занимают две народные артистки России – Ируте Венгалите и Елена Попова, Олег Валерьянович переехал в другую.

Расписной потолок.

Расписной потолок.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

От Блока до Могучего
• Первым художественным руководителем БДТ стал поэт Александр Блок. Он читал зрителям лекции перед спектаклями, рассказывал об авторах пьес, историческом контексте сюжета.
•    В течение 36 лет в театре сменилось 10 режиссёров. В 1956-м главным режиссёром назначили Георгия Товстоногова, и следующие 33 года стали расцветом БДТ.
•    Весной 2013 года театр возглавил режиссёр Андрей Могучий. Премьеры, выпущенные БДТ под его руководством, отмечены российскими национальными премиями "Золотая маска" и "Арлекин", высшей театральной премией Петербурга "Золотой софит" и другими профессиональными наградами.
Показать комментарии