Экскурсия по закулисью: Театр "Кукольный формат" – маленький, да удаленький

Metro продолжает цикл экскурсий. Гидом по театру стал актёр Кирилл Смирнов

Кирилл знает, как правильно разговаривать с куклами. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Кирилл знает, как правильно разговаривать с куклами. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Кирилл знает, как правильно разговаривать с куклами. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Кирилл знает, как правильно разговаривать с куклами. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Прогон перед спектаклем «Всадник Cuprum». Кирилл работает с куклами Петра Первого и чухонки Невы. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Прогон перед спектаклем «Всадник Cuprum». Кирилл работает с куклами Петра Первого и чухонки Невы. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Часто во время действия актёр должен стать невидимым. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Часто во время действия актёр должен стать невидимым. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Часто во время действия актёр должен стать невидимым. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Часто во время действия актёр должен стать невидимым. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Часто во время действия актёр должен стать невидимым. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Часто во время действия актёр должен стать невидимым. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Часто во время действия актёр должен стать невидимым. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Часто во время действия актёр должен стать невидимым. Фото Алена Бобрович, "Metro"
У театра «Кукольный формат» – пять национальных театральных премий «Золотая маска» и семь высших театральных премий Санкт-Петербурга «Золотой софит». Фото Алена Бобрович, "Metro"
У театра «Кукольный формат» – пять национальных театральных премий «Золотая маска» и семь высших театральных премий Санкт-Петербурга «Золотой софит». Фото Алена Бобрович, "Metro"
У театра «Кукольный формат» – пять национальных театральных премий «Золотая маска» и семь высших театральных премий Санкт-Петербурга «Золотой софит». Фото Алена Бобрович, "Metro"
У театра «Кукольный формат» – пять национальных театральных премий «Золотая маска» и семь высших театральных премий Санкт-Петербурга «Золотой софит». Фото Алена Бобрович, "Metro"
15 спектаклей сейчас в репертуаре театра «Кукольный формат». Фото Алена Бобрович, "Metro"
15 спектаклей сейчас в репертуаре театра «Кукольный формат». Фото Алена Бобрович, "Metro"
15 спектаклей сейчас в репертуаре театра «Кукольный формат». Фото Алена Бобрович, "Metro"
15 спектаклей сейчас в репертуаре театра «Кукольный формат». Фото Алена Бобрович, "Metro"
У театра «Кукольный формат» – пять национальных театральных премий «Золотая маска» и семь высших театральных премий Санкт-Петербурга «Золотой софит». Фото Алена Бобрович, "Metro"
У театра «Кукольный формат» – пять национальных театральных премий «Золотая маска» и семь высших театральных премий Санкт-Петербурга «Золотой софит». Фото Алена Бобрович, "Metro"

Metro продолжает цикл экскурсий по петербургским театрам. Заручившись поддержкой молодых актёров, мы проникаем за кулисы и смотрим, как здесь всё устроено. Сегодня мы отправились в театр «Кукольный формат». Нашим гидом стал Кирилл Смирнов

Еще по теме:
Как устроен театр "Балтийский дом"
В лабиринтах БДТ можно потеряться
Театр им. Комиссаржевской начинается с гримёрки и саксофона

В театре «Кукольный формат» готовятся к спектаклю «Всадник Cuprum». За кулисами режиссёр Анна Викторова и Кирилл греют в специальной ванне воду. Через какое-то время здесь будет разворачиваться действие. Ванна с подогретой водой превратится сначала в Балтийское море, потом в болото, затем станет городом.
Кирилл пробует воду – верхний слой уже нагрелся. Над ванной поднимается пар – в спектакле он станет утренним туманом.
«Всадник Cuprum» – это историческая фантазия о рождении города Петербурга.

– В этом спектакле заняты пятеро актёров, – поясняет Кирилл Смирнов. – Я отвечаю за Александра Сергеевича Пушкина и императора Петра Первого. Главное – договориться с ними на берегу, относиться к ним с почтением. Иначе куклы обидятся и специально запутаются в нитках или забудут текст.

Кукол дёргают за нитки
– Это в драматическом театре актёр приходит за час до спектакля, – говорит Кирилл Смирнов. – Возле гримёрки его ждёт выглаженный костюм, ему накладывают грим, он повторяет текст. В кукольном мире всё теснее, все ближе друг к другу. Накануне спектакля все вместе готовим сцену, монтируем. На следующий день нужно прийти часа за два, ещё раз проверить дееспособность кукол, устроить прогон, если давно не играли.

– Театр у нас маленький, переодеваемся мы все в одном помещении, – продолжает Кирилл. – Иногда накладываем грим. Мне он бывает нужен только в спектакле «Храбрый мальчик и великан». В остальных – тёмный костюм. Часто во время действия актёр должен стать невидимым. Например, во «Всаднике» у меня не просто чёрный костюм и головной убор, но и тёмные перчатки, лицо закрыто. Когда начинается туман и при определённом свете меня вообще не видно, у зрителя возникает ощущение, будто куклы двигаются сами по себе. Это высший пилотаж. Я не комплексую из-за того, что кукольник, что зритель иногда меня не замечает. На мне большая ответственность: я должен чувствовать куклу, декорации. Это мои скрипки, которые я настраиваю перед выступлением.

Часто во время действия актёр должен стать невидимым.

Часто во время действия актёр должен стать невидимым.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

В мастерской
Кукол для спектаклей делают художники. Но в создании образа участвуют и актёры.
– Нас мало, и работа найдётся всем, – говорит Кирилл. – Рабочий цех у нас крошечный, поэтому, когда готовимся к новому спектаклю, мастерской становится фойе. Каждый делает то, что умеет: кто-то шьёт, кто-то пилит или сверлит.
Столы превращают в верстаки. Днём все делают кукол, а вечером репетируют.
– Для спектакля «Пиратские истории» я пытался сам вырезать персонажей, – говорит актёр. – Тут нужны опыт, сноровка. Я понял, что это не моё, и решил: лучше буду заниматься другим. Но иногда мне доверяют мелкий ремонт – например, подвязать леску. Так что кукол, с которыми я работаю, знаю практически с рождения. Вижу их и в приподнятом настроении, и уставшими. Но люблю любыми.

У театра «Кукольный формат» – пять национальных театральных премий «Золотая маска» и семь высших театральных премий Санкт-Петербурга «Золотой софит».

У театра «Кукольный формат» – пять национальных театральных премий «Золотая маска» и семь высших театральных премий Санкт-Петербурга «Золотой софит».

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

Свободное время
В «Кукольном формате» не только актёры – многостаночники. Некоторые куклы участвуют в нескольких спектаклях. Например, Алёна Ивановна из «Раскольникова» в спектакле «Птифуры» играет старую слабую бабушку.
В коллекции театра – два Пушкина, два Петра Первых, два Достоевских. Все марионетки в свободное от работы время живут в фойе. И зрители, которые приходят на спектакли, могут внимательно их рассмотреть. Поэтому все маленькие актёры просто обязаны выглядеть безупречно.

Маска, я тебя знаю
У театра «Кукольный формат» – пять национальных театральных премий «Золотая маска» и семь высших театральных премий Санкт-Петербурга «Золотой софит».

В этом году «Золотая маска» досталась спектаклю «Птифуры», составленному из скетчей про стариков и старушек. У этой работы три автора – Фрежиссёр Анна Викторова, актёры Кирилл Смирнов и Катя Ионас.
– Одна из кукол похожа на мою бабушку, она тоже любит есть мороженое с... булкой, – говорит Кирилл. – Когда я вместе с куклами выхожу к зрителям, всегда вспоминаю свою бабулю.

Награды хранятся в театре на почётном месте – в шкафу рядом со столом, где актёры и зрители пьют чай, а иногда работают над новыми спектаклями. «Маски» за всеми присматривают и напоминают тем, кто причастен к театру «КукФо», что впереди ещё много побед.

У театра «Кукольный формат» – пять национальных театральных премий «Золотая маска» и семь высших театральных премий Санкт-Петербурга «Золотой софит».

У театра «Кукольный формат» – пять национальных театральных премий «Золотая маска» и семь высших театральных премий Санкт-Петербурга «Золотой софит».

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

Свой дом нашли через 10 лет
«Кукольный формат» – авторский театр, созданный в 2003 году режиссёром и художником Анной Викторовой.
Долгое время спектакли театра можно было увидеть на разных площадках (это и Музей Достоевского, и Малая сцена Театра Европы, ЦПКиО на Елагином острове и многие другие).
В 2013 году у «Кукольного формата» появилось своё помещение на Пушкинской улице рядом с памятником Александру Сергеевичу.
Продюсером театра является знаменитый режиссёр Тимур Бекмамбетов.
Показать комментарии