Эксперт Ярослав Игнатовский: У Петербурга есть шанс вновь стать мировым центром

Политолог рассказал о петербургской уникальности

Ярослав Игнатовский, руководитель аналитического центра "ПолитГен".
Ярослав Игнатовский, руководитель аналитического центра "ПолитГен".
У Петербурга есть шанс вновь стать мировым центром. Фото Pixabay.com
У Петербурга есть шанс вновь стать мировым центром. Фото Pixabay.com

Есть ли она – петербуржская идентичность? Особый культурный код, который отличает жителей Санкт-Петербурга? Существует с десяток теорий и социологических исследований на этот счёт. Специалисты рекламного рынка разрабатывают для петербуржцев уникальные кампании, продвигающие тот или иной бренд. То, что безотказно работает в Москве, разбивается о стену иронического непонимания в Питере.

Сложно смотреть на родной город объективно, но когда ты поработал в половине регионов России, то отвечать взвешенно на вопросы об особенностях социокультурного кода петербуржцев становится проще. Сегодня с политологом, руководителем аналитического центра "ПолитГен" Ярославом Игнатовским мы попытаемся дойти до самой сути – а есть ли она, эта пресловутая петербуржская идентичность.

– Ярослав, а насколько все эти разговоры об уникальных особенностях петербуржцев вообще имеют под собой основания?

Каждый раз, когда мы начинаем работать в каком-нибудь из регионов России, первое о чём нам говорят: "У нас тут живут особенные люди, с особенным менталитетом". На поверку выходит, что отличия, не такие большие, хотя они и есть. Однако, у нашего города совершенно точно есть своя уникальная атмосфера, помноженная на богатую и содержательную историю. Это, само собой, не может не отражаться на ментальности и самосознании горожан.

С каким российским городом чаще всего сравнивается Санкт-Петербург? Правильно – с Москвой! И дело даже не в том, что присутствует тоска по тем временам, когда столица была в городе на Неве. Просто объективно жители нашего города на протяжении многих поколений развивали и двигали страну вперёд. Взять того же Николая Путилова, создателя крупнейшей российской промышленной империи, ничуть не меньшей, чем империя Круппа в Германии. Наш город подарил миру 12 нобелевских лауреатов. А вклад Петербурга в развитие отечественной культуры просто неоценим. Отсюда и почетное звание культурной столицы.

Особенности нашего города и его жителей знают и в других регионах России. На мой взгляд, отношение к нам у соотечественников уважительно ироничное. Не случайно же появляются все эти шуточки: "Питер настолько культурный город, что, пролетая над ним, птицы терпят".

– Продолжая тему "культурной столицы", порой с нашим обращением на "Вы" на петербуржцев смотрят как на олдфагов?

– А разве это плохо быть интеллигентным? Понятно, что в XXI веке, за счёт развития информационных технологий, экспоненциального роста социальной мобильности, дистанция между людьми сокращается до одного клика, но ничего плохого нет, что петербуржцы продолжают общаться на "Вы". На этот счёт, кстати, есть теория, что неукоснительное соблюдение дистанции и склонность к тому, что французский философ и социолог Жорж Батай называл "суверенитетом личности", у петербуржцев объясняется географическими особенностями нашего города.

Как известно, Санкт-Петербург строился на островах. В 1864 году на карте нашего города был 101 остров, сейчас их количество уменьшилось до 33 крупных. А при Петре I было запрещено строить мосты. Якобы, отсюда и проистекает личная обособленность местных жителей. Именно поэтому настоящие петербуржцы не приветствуют громкие разговоры даже в публичных местах, а преждевременные попытки перейти на "ты" – мягко пресекают. Уважение к субъектности личности, безусловно, входит в социокультурный код петербуржца.

И нет ничего зазорного, что в эпоху обесценивания знаний как таковых Санкт-Петербург претендует ещё и на звание интеллектуальной столицы России. По моему глубокому убеждению, в настоящее время в нашем обществе снова есть запрос на интеллектуалов, которые двигают прогресс, а, значит, делают задел на будущее. Для меня этот принцип, как и идея соблюдения моральных императивов имеет непреходящее значение.

– И всё-таки, не упустил ли Санкт-Петербург в последнее время свой статус культурной столицы?

– А разве есть в этом сомнения? Сегодня в нашей "Северной Пальмире" бесчисленное множество по-настоящему увлекательных и интересных проектов в области культуры. И что радует, это не простое сохранение прошлого, а попытка найти свой уникальный путь в творчестве. Взять, к примеру, исполнителя Сергея Шнурова. Кто-то скажет: "какая культура, вы о чём?" Давайте разделять форму и содержание. Многие критикуют этого исполнителя за эпатаж и матерную ругань, которая является лишь формой подачи, но не выходят на уровень анализа ценностей и смыслов петербуржца Сергея Шнурова. По моему мнению, за маской бунтаря скрывается ироничный артист, метко обличающий пороки общества. В этом смысле, на мой взгляд, Шнуров на голову выше сугубо коммерческих столичных звезд шоу-бизнеса во главе с комичным уличным философом Тимати.

У нас много по-настоящему сильных и интересных мест помимо культурных площадок мировой величины. Тот же "Ленинград Центр" – одна из самых многофункциональных российских площадок, настоящий центр современного искусства. "Театро Ди Капуа", "АртМуза", выставки "Живых полотен" в "Люмьерхолл", "Эрарта" – даже самому искушённому любителю искусств есть чем занять себя в Санкт-Петербурге. Из совсем новых "крафтовых" мест отмечу "Галерею батальной живописи", слышал лестные отзывы про этот проект, но самому пока посетить не удалось.

– А насколько важно быть коренным петербуржцем, чтобы проникнуться особым культурным кодом этого города?

– Сложно сказать. Мне самому посчастливилось родиться в Ленинграде. Пусть я и рос вдали от исторического центра, наполненного архитектурными памятниками, в Кировском районе города на проспекте Ветеранов. Зато у нас была своя рок-группа "Центр города". Мы выступали в культовых для того времени заведениях: клуб "Молоко", "Red club", Орландина, "Мани Хани".  У нас в репертуаре были песни про Питер, и у тех ребят, с которыми мы играли на одной сцене были аналогичные песни. Еще бы – ведь они были написаны в одних подворотнях! Замечали, что у каждого жителя Петербурга есть свой любимый уголок в городе? И совсем не факт, что это Дворцовая площадь или Невский проспект. Многим по сердцу наши питерские подворотни, эти неповторимые дворы-колодцы, с их непременным отсылом к произведениям Достоевского.

Питерский "рок из подворотен", как его метко окрестил в свое время известный городской гуру-рокер Илья Кнабенгоф из группы "Пилот"–также наша визитная карточка. Взять, хотя бы, кумира поколений – Бориса Гребенщикова – выпускника знаменитого лицея №239. До сих пор стараюсь не пропускать его концерты.

– Тогда назовите и Вы ваши любимые места в городе!

Мои любимые места в Санкт-Петербурге "родом из детства". Часто ребёнком ходил в ТЮЗ, поэтому мне нравится тамошний сквер, по выходным гуляли с семьёй в Александровском парке у метро "Горьковская". Прекрасно помню, как в детстве, если случалось быть в центре, частенько ходили в "Елисеевский" за булкой. Не "за батоном", как сказал бы москвич, а именно "за булкой". Опустим про извечный спор "поребриков" с "бордюрами" и "парадных" с "подъездами", хотя особый лексикон безусловно подчеркивает нашу самость.

Можно конечно попытаться прочувствовать наш город и в экспресс-режиме – за несколько лет, но по-настоящему проникнуться духом Санкт-Петербурга быстро не получится. Слишком он многогранен. Есть такой тест на настоящего петербуржца. Если с утра на улице ярко светит солнце, а ты всё равно берёшь с собой зонтик без тени сомнения, значит ты уже находишься на верном пути.

– Конечно, на формирование культурного кода петербуржцев серьёзно повлияла история Великой Отечественной войны. Сама тема блокады до сих пор вызывает много споров.

– Каких тут могут быть споры? Попыток, как сейчас говорят, хайпануть на теме блокады? Дело в том, что само ощущение блокады в Санкт-Петербурге и где-то еще различно. Здесь, когда ты 27 января оказываешься на Пискарёвском мемориале, когда вглядываешься в лица живых свидетелей той страшной трагедии, очень отчётливо всё понимаешь и осознаёшь. И когда читаешь "Блокадную книгу" Алеся Адамовича и Даниила Гранина, если ни разу не был в городе на Неве, ты просто не сможешь целиком пропустить её через себя, как это могут сделать петербуржцы.

Расскажу историю из жизни моей семьи. Мой дед жил на Измайловском д. 7. Когда началась война, ему было 13 лет. Проходя мимо этого дома, в 80-х годах, дедушка часто рассказывал мне маленькому как хватал клещами зажигательные авиабомбы, которые падали на крышу и совал их в песок или воду, пока бомба не прожгла дыру в крыше и не взорвалась внутри здания. Потом я узнал, что в блокаду при каждом доме был гарнизон для защиты от бомбежек. После войны подсчитали, что 90% бомб было ликвидировано силами гарнизонов. Удивительная стойкость и мужество простых людей, детей, даже не военных, а обычных гражданских лиц! Есть еще одна история, которую я запомнил на всю жизнь. Если вы посмотрите на этот дом со стороны Троицкого собора, то увидите маленькое круглое окошко на чердаке, над окнами 4 этажа. Когда началась война, мальчишки из этого дома во главе с моим дедом собрали планерку, как правильно закрепить в этом окошке пулемет, чтобы расстреливать фашистов, когда те войдут в город. Они на полном серьезе собирались сделать это, понимаете? Оставаться в городе и дать бой врагу. С тех пор, каждый раз, когда я прохожу мимо этого дома, я вспоминаю ту историю, и моего деда.

Поэтому отношусь к таким разговорам: "надо ли было сдать город, была ли в европе демократия в тот период, считать ли ветеранами людей тридцатых годов рождения" – как к пустому сотрясанию воздуха. К сожалению, это не от большого ума.

– Всё же, если заострить, в чём самая главная разница между Москвой и Санкт-Петербургом?

 Отчасти, в мотивах переезда сюда людей на постоянное место жительство. Москва и Санкт-Петербург в последнее десятилетие успешно конкурируют друг с другом за активных и талантливых людей из других регионов России. В Москву стремятся в основном ради быстрых карьер и высоких заработков. Тогда как в Петербург едут по большей части ценители красоты нашего города, высокой культуры, качественного образования и науки, размеренной европейской жизни. При этом, я глубоко убежден, что городские власти уже сегодня должны думать о том, как создать условия, чтобы к нам продолжали ехали таланты не только со всей страны, но и со всего мира.

 Соревноваться за привлечение и формирование человеческого капитала надо не с первопрестольной, а с ведущими мировыми хабами – Нью-Йорком, Лондоном, Амстердамом, Шанхаем, Стамбулом, Мумбаи, Дубаи. Мне кажется именно в этом сегодня и заключаются, наши "имперские амбиции". Кстати именно эти города выделил в качестве состоявшихся центров 21 века известный западный автор Даниэл Брук в своей книге "История городов будущего". Выделив вместе с ними из сотен мировых столиц и наш город! Смысл в том, что с момента основания Санкт-Петербург был центром бизнеса, коммуникаций и военно-политического, а далее научно-образовательного продвижения России в мире в том числе из-за морского логистического статуса. Все же помнят "Окно в Европу". Именно на этих традициях и в этом духе росла российская элита.

Кстати, то, что сегодня с переменным успехом пытаются реализовать в окрестностях Москвы – инновационный центр Сколково, уже было успешно реализовано более ста лет назад в нашем городе С.Ю. Витте с одобрения Российского Императора – так же в нескольких километрах от города построен с нуля Санкт-Петербургский политехнический институт, сегодняшний "Политех", давший России и миру полет в космос и ядерную энергию.

– Ярослав, а не может ли быть вся эта история про уникальность петербуржцев банальным квасным патриотизмом?

– Петербуржская идентичность не имеет ничего общего с квасным патриотизмом. Квасной патриотизм – это общественное явление, основанное на ложном превосходстве, противоположное истинному патриотизму. А петербуржская идентичность – это вещь вполне осязаемая. Та же возвышенная поэзия о городе – подтверждение этому, равно как и питерский сленг. Да, жители "Северной столицы" любят свой город, настороженно относятся к чужеродным идеям, не забывают про своё соперничество с Москвой. Не вижу в этом ничего плохого.

– По своей основной специальности Вы – политолог. Просто нельзя не воспользоваться случаем и не спросить. Грядущий год обещает быть насыщенным для политической жизни мегаполиса, считающегося оппозиционным. Недавно к нам приезжал известный оппозиционный деятель Алексей Навальный. Будет ли успешной его "битва за Санкт-Петербург"?

Так сложилось, что Питер исторически был городом вольнодумцев. Вовсе неслучайно "Вечерняя песня" Марка Бернеса стала гимном футбольного клуба "Зенит". Кто только не пытался взять наш "Город трех революций" извне, ни у кого не получилось. Уверен, что и теперь наш, полный достоинства город, спокойно будет воспринимать этот политический наскок. Петербург самодостаточен в своём протесте, и ему не нужны заезжие консультанты уровня Навального. Ведь Алексей Анатольевич -  типичный московский сноб. Взять нахрапом город на Неве не получится ни у него, ни у кого-либо еще. В последнее время как раз Петербург дает России политиков, которыми можно гордиться.

– А будет ли петербуржская идентичность играть существенную роль в выборах губернатора Санкт-Петербурга и муниципальных депутатов?

– Как выпускник факультета политологии Санкт-Петербургского государственного университета без тени сомнения дам свой прогноз: победу на выборах отпразднуют те, кто прекрасно разбирается в менталитете горожан, кто не будет пытаться взять избирателей наскоком, а будет интеллигентно, по-петербуржски рассказывать о себе и о своей программе, и реальными делами доказывать свою эффективность. Точно можно сказать, что 2019 год будет для нашего любимого города очень важным. Ведь после 8 сентября станет ясно, как будет развиваться Санкт-Петербург в следующем десятилетии.

Показать комментарии