Фотограф дикой природы Константин Шатенев: можно годами ждать "тот самый кадр"

Работы фотографа представлены на выставке "Золотая черепаха"

"Под еловым зонтиком". Фото предоставлено Константином Шатеневым, "Metro"
"Под еловым зонтиком". Фото предоставлено Константином Шатеневым, "Metro"
"Заячьи игры". Фото предоставлено Константином Шатеневым, "Metro"
"Заячьи игры". Фото предоставлено Константином Шатеневым, "Metro"
Предоставлено Константином Шатеневым. Фото "Metro"
Предоставлено Константином Шатеневым. Фото "Metro"
Предоставлено Константином Шатеневым. Фото "Metro"
Предоставлено Константином Шатеневым. Фото "Metro"

На выставке "Золотая черепаха" в Санкт-Петербурге можно увидеть работы фотографа дикой природы Константина Шатенева, руководителя проекта  Wildlife Expedition и зампреда Санкт-Петербургского клуба фотоохотников.

Константин Шатенев является участником Русского географического общества и Фотографов дикой природы России, автор проектов "По заповедным тропам Северо-запада"  и  "Жизнь животных". Его работы не раз были отмечены на российских и зарубежных фотоконкурсах. Последние 8 лет одним из главных проектов Константина Шатенева является "Бурые медведи". За этот период он осуществил около 25 фото-экспедиций в медвежьи углы  планеты: побывал на Аляске, Камчатке, в Карелии и Финляндии.

Константин Шатенев живёт и работает в Санкт-Петербурге. Более 30 лет животные и птицы - его любимые фотомодели. б особенностях "фотоохоты" он рассказал в интервью Metro.

- Сейчас фототехника вполне доступна в отличие от тех времён, когда вы начинали свою "фотоохоту" много лет назад. Но и ценность каждого, даже профессионального кадра, такое ощущение, снижается. Или это не так?
- Фотоаппаратура стала немного доступнее, чем раньше. Но профессиональные камеры и объективы и сейчас недоступны для большинства из-за дороговизны. Принципы фотоохоты с годами не меняются. Это ремесло для людей, бесконечно влюблённых в природу. Кто-то приходят от фотографии к природе, другие, наоборот, от природы к фотографии. Это фанаты своего дела: они сутками и в жару, и в холод могут наблюдать за животными и ждать того самого кадра, планировать поездки на край земли, и тратить на это все свои сбережения.

- В чём специфика вашего жанра тогда и сейчас? Или принципы "фотоохоты" не меняются?
- "Фотоохота" или съёмка животных и птиц - это прежде всего общение с природой. А какой-то редкий кадр – это каждый раз открытие чего-то нового для самого себя с возможностью показать это окружающим. Природа настолько разнообразна в своих проявлениях, что ты всегда радуешься этим открытиям и ценность полученного и ощущения остаются прежними. Иногда любители природы просто радуются увиденному, а уж когда это удаётся хорошо сфотографировать, то это просто фантастика! Помню, когда на Аляске мы ехали на микроавтобусе с группой фотографов, на пересечении двух просёлочных дорог увидели рысь на обочине. Аппаратура была готова к съёмке только у меня, поэтому я успел сделать пару кадров. Рысь убежала, а редкий момент остался на моих кадрах. Но мои коллеги-фотографы (американцы и канадцы) всё равно были счастливы, так как им посчастливилось увидеть рысь в дикой природе!

Предоставлено Константином Шатеневым.

Предоставлено Константином Шатеневым.

"Metro"

Фото:

- Как вы составляете план своей "фотоохоты"? То есть может это быть спонтанная съёмка в какой-то поездке? Или все они планируются задолго?
- Конечно, возможно кому-то и везёт случайно. Но это не нам… В основном это результат огромной работы: планирование, изучение объекта съёмки, подготовка, сама съёмка: иногда это десятки тысяч кадров, и обработка результатов. Часто бывает, планируешь снять одно, а снимаешь другое: в природе всё непредсказуемо…

- Вспомните забавные или интересные случаи из вашей практики.
- На выставке есть моя работа "Под еловым зонтиком". Долгое время не получалось сфотографировать медведей под сильным дождём - шесть лет мечатал сделать кадр. То медведей не было, то дождя…Наконец-то повезло! Во время съёмки из засидки в конце июня началась гроза, и пошёл сильный дождь. Так появился снимок, где три молодых медведя пережидают грозовой ливень под покровом ели. После того, как мама-медведица расстаётся со своими детками-медвежатами, они ещё долгое время могут держаться рядом. Вместе легче избегать разных опасностей и находить пропитание, а зимой даже залечь в берлогу.

"Под еловым зонтиком".

"Под еловым зонтиком".

предоставлено Константином Шатеневым, "Metro"

Фото:

- На выставке "Золотая черепаха" также представлены "Заячьи игры". Как удалось сделать этот кадр?
- На фотографии "Заячьи игры" два зайца-самца дерутся из-за самки во время брачного периода. Такой снимок абсолютно невозможно запланировать. Но всё равно я "залег" на этих полях, где бегали зайцы, с серъёзной скорострельной аппаратурой... Удача? Да. Запланированная? Скорее всего, нет. Результат целеустремлённой работы.

"Заячьи игры".

"Заячьи игры".

предоставлено Константином Шатеневым, "Metro"

Фото:

-Вы не раз сталновились финалистом международного конкурса "Золотая черепаха".
- Фестиваль "Золотая черепаха" отметил своё 12-летие. Он играет огромную роль в воспитании фотографов дикой природы в России. С уровнем фестиваля (а он сейчас входит в тройку лучших в мире) рос и уровень фотографов, участвующих в нем. Каждый год Российская школа фотографии Дикой природы выходила на более высокий уровень.

"Золотая черепаха": Уникальные фото дикой природы можно увидеть в Петербурге (подробнее о выставке)

Показать комментарии