Иэн Рассел: Наукой движет любопытство

Metro поговорило с британским учёным

Иэн Рассел. Фото Предоставлено организаторами
Иэн Рассел. Фото Предоставлено организаторами
Иэн Рассел. Фото Предоставлено организаторами
Иэн Рассел. Фото Предоставлено организаторами
Иэн Рассел. Фото Предоставлено организаторами
Иэн Рассел. Фото Предоставлено организаторами
Иэн Рассел. Фото Предоставлено организаторами
Иэн Рассел. Фото Предоставлено организаторами
Иэн Рассел. Фото Предоставлено организаторами
Иэн Рассел. Фото Предоставлено организаторами
Иэн Рассел. Фото Предоставлено организаторами
Иэн Рассел. Фото Предоставлено организаторами

В Петербург приехал британский ученый Иэн Рассел.

Популяризатор науки проведет в северной столице "научную" елку, в которой объединил познавательные эксперименты с веселым и увлекательным зрелищем. Шоу Wow!How! пройдет с 14 по 16 декабря в ЛДМ "Новая сцена". Иэн стоял у истоков популярных научных шоу и сегодня продолжает нести знания в массы. Его аудитория – это дети, которым он отдает особую роль в развитии человечества. Иэн рассказал Metro, с чего началась его история и над чем он работает сейчас.

Иэн, вы уже не в первый раз показываете в России свое шоу для детей. А что насчет вашего детства? С чего начался ваш научный путь?

Я увлекся наукой еще будучи ребенком. Меня впечатлили телешоу о науке, в основном, астрономические. Астрономия была увлекательной, потому что это та область, где ты можешь самостоятельно рассматривать звезды. С другой стороны, мне нравилась морская биология. До Жака Ива Кусто был популярен австрийский исследователь и дайвер Ганс Гасс. Когда я в праздники приезжал к морю, то рассматривал то, что видел по телевизору. Это была не та наука, которая описана в книгах, которую преподают в школе. Это был мой собственный опыт.

Иэн Рассел.

Иэн Рассел.

Предоставлено организаторами

Фото:

Родители рассказывали, что когда я был очень маленьким, любил лечь на траву и наблюдать за насекомыми. По сей день наука для меня – это то, что можно увидеть. Наука – это не про обилие информации. Это про любопытство, постижение знаний с детским восторгом. Я заразился когда-то энтузиазмом от тех, кто был на ТВ, а теперь делюсь им с детьми.

Почему именно эта аудитория?

Потому что с возрастом в людях угасает энтузиазм, как мне кажется. Дети очень любопытны. Тем не менее, во время шоу и во взрослых просыпается их внутренний "ребенок".

Вы с самого начала хотели быть ученым?

Да. Когда мне было 11, то я стоял перед выбором: языки или наука. Родители настаивали на первом. В школе я учил два иностранных языка: русский и немецкий. У нас была русская учительница, и два года я изучал этот язык. Но вскоре оставил данную область, потому что принял решение стать морским биологом.

Ваше первое шоу состоялось конце 80-х в Эдинбурге. Как вам впервые пришла идея о научном зрелище?

В 1989 году я выступил с лекцией на эдинбургском научном фестивале. Тогда я рассказывал про интерактивные экспонаты, популярность которых на тот момент только начинала расти. Между делом я заметил, что этот фестиваль состоит из ученых, делающих презентации. Аудитория была небольшой, очень мало детей. Я спросил организатора: "Может, вы сделаете что-то для семей?". В ответ на расспросы я предложил показать нечто более "глупое". Например, "пороховой пудинг", изготавливаемый при помощи специального порошка. Мне дали добро и уже на следующий год мое шоу увидели зрители.

Когда я приехал домой, чтобы начать готовиться, жена, узнав мои планы, сказала, что я не в себе и у меня ничего не получится. В первое время все и впрямь было так. Но потом я добился своего, пудинг "взорвался", эксперимент удался и каждый год меня звали на фестиваль в Эдинбурге. Проделывать нечто подобное стало больше людей и теперь меня не приглашают на сайнс-фесты (смеется).

Чем отличались первые фестивали, посвященные науке, от сегодняшних?

Фестивали в Эдинбурге были достаточно формальными, с большим количеством серьезных ученых. Я чувствовал себя довольно странно, когда, не будучи еще состоявшимся исследователем, стоял с бокалом рядом с советником Горбачева по науке. Когда он выступал с речью, я взрывал свой пудинг. Сейчас я замечаю другое. В наше время существует множество шоу, которые спекулируют на теме науки и ничему не учат. Должен быть баланс.

Когда наука переходит в шоу, она остается наукой или становится чем-то иным?

Науку можно преподносить по-разному. Например, хороший ученый может очень интересно рассказать о своей работе. Но иногда науку нужно показать как нечто увлекательное, не настолько серьезное, используя при этом достаточно простые предметы, которые есть у вас дома. К примеру, ложку или даже трубочку для коктейля.

В чем секрет успешного научного перфоманса?

Всегда удивлять. Сделать так, чтобы придя домой, зритель смог повторить это самостоятельно, показать детям, друзьям, знакомым. Материалы для шоу должны быть дешевыми и легкодоступными. Показывая и объясняя, не выставлять людей глупыми, не пытаться унизить. Я объясняю на том же уровне, что и зритель, как ребенок ребенку.

Есть ли те области науки, которые нельзя превратить в перфоманс?

В Германии у меня есть друг, ученый-ботаник. Он безумно любит растения. Я однажды заявил ему, что это очень сложный предмет для перфоманса, потому что наблюдать за ростом травы очень скучно. Но он посмотрел на меня и воскликнул: "Ты что! Это же так интересно!". Проще всего показать физику, потому что она вокруг нас. Ты можешь ее потрогать, увидеть, ощутить ее присутствие. Но есть много научных тем, которые сложно представить наглядно. В то же время, это не имеет значения, так как мы пытаемся донести не информацию, а увлекательную природу феномена.

Вы можете вспомнить свой самый безумный опыт?

У меня было много таких. Но запомнился другой. Знаете, если разбавить кукурузный крахмал с водой, получится так называемая "неньютоновская жидкость". Когда вы стучите по полученной массе, то чувствуете, что она твердая. Но если медленно возить в этой массе ложкой, то она становится достаточно податливой. В Англии какие-то ребята сделали целый бассейн такой жидкости и бегали по поверхности. Один из них встал на ней, как солдат, отдающий честь, и начал медленно тонуть. Это очень весело, вы бы оценили. Другая проблема – вытащить все это из бассейна.

Вы видите какие-либо отличия в российской публике и зарубежной?

Нет. Но я вижу разницу в шоу. К примеру, в Италии делают меньше демонстраций, но больше говорят. Очень экспрессивно. За одно шоу могут показать только 3 эксперимента. В Германии люди весьма серьезно относятся к перфомансу в плане образовательных оставляющих. Тем не менее, страна не имеет такого значения, как то, как совмещаются академическое сообщество и те, кто просто хотят повеселиться. Какие-то опыты могут оказаться слишком серьезными, и детям будет на них скучно.

Иэн Рассел.

Иэн Рассел.

Предоставлено организаторами

Фото:

Что же касается России, то здесь, как я думаю, серьезные ученые смотрят на популяризацию науки, как на баловство и трансляцию неверного представления о ее ценностях. По их мнению, все должно быть формально, не увлекательно. Но важнее дать детям понять, что наука – интересно. Если начать сразу пугать их, то ничего хорошего не выйдет. В Англии, если ты тинейджер, увлекающийся наукой, тебя могут назвать "ботаником". Но когда дети видят молодых людей, показывающих науку со сцены, у них создается иное впечатление.

Над чем вы работаете помимо шоу?

Я создаю интерактивные экспонаты, которые способны заинтересовать человека всего за три секунды. Что-то необычное должно произойти с ними быстро, прямо сейчас. На данный момент я занимаюсь разработкой нескольких таких экспонатов для большого научного центра в Дублине, Ирландия. Для финского научного центра готовятся семь аналогичных предметов. Кроме того, один экспонат уже уехал в эстонский музей науки, в Таллин. Немного расскажу о нем. Если вы посмотрите внутрь объекта, то увидите лампу, но только протянете руку, и она пропадет. Это оптическая иллюзия.

Сегодня у человека в руках есть смартфон и другие гаджеты. Некоторые исследователи придерживаются мнения о том, что на это научный прогресс прекратился. Вы согласны с такой позицией?

Я думаю, что если вырастет поколение, желающее не только пользоваться смартфоном, но и изучить его работу, то у нас будет шанс двигаться дальше. Важна не информация, а любознательность. Наукой движет любопытство.

Что скажете об отношении религии и науки?

Я религиозный человек. Мне печально видеть противостояние этих двух направлений. Это создает барьер для научной коммуникации, популяризации науки. Однобокий взгляд навязывается как религиозным, так и атеистическим сообществом. Тебя заставляют выбирать: либо наука, либо религия. В США много христиан, которые не просто выбирают веру, но и отторгают при этом иной взгляд на вещи. Не обязательно занимать какую-то одну позицию. Много лет назад я познакомился с одним микробиологом. Он сказал мне, что самые интересные процессы в микробиологии происходят на границе между клетками. Точно также и здесь. Иногда я читаю лекции о эволюции в церковных школах, показывая, что нет столкновения в этой теории с библейской. Поэтому атеисты очень злятся на меня.

Показать комментарии