Императорский павильон в Петербурге восстанавливают по фото

Metro побывало в мастерской, где идёт этот сложный процесс

Самое главное в любом, в том числе этом, реставрационном процессе, говорят специалисты, это «уважение к оригиналу, стремление к аутентичности и качество». Фото Карина Тепанян, "Metro"
Самое главное в любом, в том числе этом, реставрационном процессе, говорят специалисты, это «уважение к оригиналу, стремление к аутентичности и качество». Фото Карина Тепанян, "Metro"
Самое главное в любом, в том числе этом, реставрационном процессе, говорят специалисты, это «уважение к оригиналу, стремление к аутентичности и качество». Фото Карина Тепанян, "Metro"
Самое главное в любом, в том числе этом, реставрационном процессе, говорят специалисты, это «уважение к оригиналу, стремление к аутентичности и качество». Фото Карина Тепанян, "Metro"
Самое главное в любом, в том числе этом, реставрационном процессе, говорят специалисты, это «уважение к оригиналу, стремление к аутентичности и качество». Фото Карина Тепанян, "Metro"
Самое главное в любом, в том числе этом, реставрационном процессе, говорят специалисты, это «уважение к оригиналу, стремление к аутентичности и качество». Фото Карина Тепанян, "Metro"
В Эрмитаже хранится другая кованая корона мастера Энгельсона – также с хрустальными вставками. Фото Карина Тепанян, "Metro"
В Эрмитаже хранится другая кованая корона мастера Энгельсона – также с хрустальными вставками. Фото Карина Тепанян, "Metro"
Фонари на фасаде павильона были уже тогда электрифицированы. Новые тоже будут гореть. Фото Карина Тепанян, "Metro"
Фонари на фасаде павильона были уже тогда электрифицированы. Новые тоже будут гореть. Фото Карина Тепанян, "Metro"
В Эрмитаже хранится другая кованая корона мастера Энгельсона – также с хрустальными вставками. Фото Карина Тепанян, "Metro"
В Эрмитаже хранится другая кованая корона мастера Энгельсона – также с хрустальными вставками. Фото Карина Тепанян, "Metro"
Императорский павильон в Петербурге восстанавливают по фото. Фото Карина Тепанян, "Metro"
Императорский павильон в Петербурге восстанавливают по фото. Фото Карина Тепанян, "Metro"
Императорский павильон в Петербурге восстанавливают по фото. Фото Карина Тепанян, "Metro"
Императорский павильон в Петербурге восстанавливают по фото. Фото Карина Тепанян, "Metro"

В Петербурге воссоздают архитектурный металл самого "статусного" здания во всём ансамбле Витебского вокзала. Metro побывало в мастерской, где идёт этот сложный процесс

Витебский вокзал, считавшийся в конце XIX – начале XX века одним из самых роскошных в Европе, конечно, имел свою отдельную платформу для царских поездов, расположенную со стороны Введенского канала. У него был  свой дебаркадер, куда прибывали коронованные особы и другие высокие гости. В город они выходили через Императорский павильон, который впечатлял имперским размахом и красотой: валаамский гранит, необыкновенно сложной работы металлические украшения, лепной декор – и корона дома Романовых на фасаде. От этого великолепия не осталось почти ничего, кроме самого здания, даже на место короны в начале 2000-х водрузили пластиковый муляж. Но уже в этом году Императорский павильон может снова заблистать – в прямом и переносном смысле.

Максимально достоверно
Реконструкция Императорского павильона станет логичным продолжением программы реставрации Витебского вокзала. Начали восстанавливать декор павильона  осенью 2017-го.

– Под козырьком Императорского павильона побывала едва ли не вся Европа, это место пропитано историей,  – говорит Кузьма Одинцов, художник-реставратор творческой мастерской Геннадия Вьюнова "СТЕК", восстановившей в том числе часть ограды, ворота и фонари Спаса на Крови. – Мы нашли тому документальные подтверждения, когда работали в архивном комитете Петербурга, собифрая материал для эскизов и чертежей. Утраченные детали убранства восстановили по фотографиям и сохранившимся частям.

Собирали материал несколько месяцев, потом вручную рисовали чертежи в масштабе 1:1 и изготавливали модели из пластилина – и только после этого приступили к ковке.

Козырёк (под него вмещалась целая карета!), два дракона под ним, фонари на фасаде, флагштоки на крыше, ограждения и, конечно, корона будут отреставрированы – даже изначальные сетки на плафонах угловых фонарей обещают восстановить.
– Мы смотрели на изображение короны и думали, что это за искажения? Оказалось – хрустальная инкрустация, а ведь внутри она скорее всего освещалась... Удивительно красиво было, а мы стараемся максимально приблизиться к старым мастерам по качеству и уровню исполнения, – продолжает Кузьма Одинцов.

Сделано на века
Эти "качество и уровень" старых мастеров вообще ставят перед специалистами сложную задачу.  Заниматься такими работами могут только реставраторы с  чувством вкуса и обязательно – с художественным образованием. Знания нужны непременно: так, авторство этой уникальной работы определили по химическому анализу металла и манере исполнения. К примеру, такие же подсолнухи, как на фонарях, в своих работах использовал рижский мастер Энгельсон. Конечно, воссозданные (пусть и максимально достоверно) элементы не будут иметь той же исторической ценности, но точно будут обладать высокой художественной.

Отреставрированное металлическое убранство, говорят в мастерской, будет украшать павильон долгие десятилетия и даже века: к примеру, все навесные детали короны воссозданы и будут "позолочены" долговечным нитридом титана.
Что будет в Императорском павильоне (который восстанавливают на частный капитал) и будет ли он открыт для петербуржцев, пока неясно. Однако декор фасада, включая весь металл, будет окончен уже в этом году. Реставраторы обещают, что в итоге здание будет снова восхищать своей красотой и корона, один из самых сложных и эффектных его элементов, вновь воссияет на фасаде.
Императорский павильон: только факты
Одноэтажное здание Императорского павильона в стиле модерн было построено в 1901 году по проекту архитектора Станислава Бржозовского – автора самого Витебского вокзала. За образец был взят Венский павильон, однако в итоге петербургское здание получилось более роскошным.
Внутри павильон разделялся на две части: правая "принадлежала" царской фамилии, левая отводилась для свиты. Кроме того, были предусмотрены два кабинета для императорских особ и несколько уборных.
Сейчас здание закрыто для посещений.
Показать комментарии