Как звучит и пахнет бессмертие: необычная выставка в петербургском Манеже

На подготовку выставки ушло 1,5 года

Экорше моряка, чьё тело Пётр Клодт нашёл на набережной рядом с Академией художеств, – рядом с Прометеем. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Экорше моряка, чьё тело Пётр Клодт нашёл на набережной рядом с Академией художеств, – рядом с Прометеем. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Экорше моряка, чьё тело Пётр Клодт нашёл на набережной рядом с Академией художеств, – рядом с Прометеем. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Экорше моряка, чьё тело Пётр Клодт нашёл на набережной рядом с Академией художеств, – рядом с Прометеем. Фото Святослав Акимов, "Metro"
«Причащение умирающей» рядом с работой Владимира Стерлигова. Фото Святослав Акимов, "Metro"
«Причащение умирающей» рядом с работой Владимира Стерлигова. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Экспонаты выставки. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Экспонаты выставки. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Экспонаты выставки. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Экспонаты выставки. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Экспонаты выставки. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Экспонаты выставки. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Экспонаты выставки. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Экспонаты выставки. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Экспонаты выставки. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Экспонаты выставки. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Экспонаты выставки. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Экспонаты выставки. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Экспонаты выставки. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Экспонаты выставки. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Экспонаты выставки. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Экспонаты выставки. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Экспонаты выставки. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Экспонаты выставки. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Экспонаты выставки. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Экспонаты выставки. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Экспонаты выставки. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Экспонаты выставки. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Экспонаты выставки. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Экспонаты выставки. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Экспонаты выставки. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Экспонаты выставки. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Экспонаты выставки. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Экспонаты выставки. Фото Святослав Акимов, "Metro"

Сегодня в Петербурге в Манеже открывается межмузейная выставка "Жизнь после жизни". Она покажет, как в живописи, графике, скульптуре и фотографии петербургскими художниками раскрывается тема смерти и бессмертия

На подготовку выставки ушло 1,5 года. За это время удалось договориться с более чем 20 музеями и частными коллекционерами о предоставлении экспонатов. Всего их – порядка 300, при этом многие из них петербуржцы увидят впервые. Не обошлось и без известных имён: в экспозиции представлены оригиналы работ Карла Брюллова, Марка Шагала и Михаила Врубеля. Хронология работ – от 1725 до 2018 года.
– Сперва мы хотели сделать выставку про смерть, но поняли, что это физическое состояние – и показывать его никому не интересно, – рассказала Metro начальник выставочного отдела ЦВЗ "Манеж" Елизавета Павлычева. – Поэтому экспозиция скорее про рефлексию человека на эту тему. Мы постарались передать два ощущения: смерть – это страх, а бессмертие – это надежда.

Мелодия и запах
Вызвать необходимые эмоции музейщикам помогают несколько приёмов. Так, работы скомпонованы неслучайно – например, "Причащение умирающей" Виктора Васнецова соседствует со светлыми изображениями ангелов. А экорше (скульптурное изображение фигуры человека, лишённого кожного покрова. – Прим. ред.) утонувшего моряка – с "Прометеем" Григория Михайлова. У выставки есть свой саундтрек, который также имеет двойственную природу: в одной части звучит фортепьяно, а в другой – современная электронная музыка. Еще одно ноу-хау – аромат выставки, который передаёт запах никогда не существовавшего цветка.

Мало трагизма
В экспозиции представлены работы только петербургских художников. По мнению организаторов, у них есть особое видение смерти.
– Петербург относительно молодой город, поэтому у нас не так много работ на религиозную тему, – отмечает Елизавета Павлычева. – Хотя переживания, переданные художниками, существуют в рамках христианских традиций. Но есть и исключения – например, Николай Рерих, который больше уходил в буддизм. Наша живопись отличается академичностью, в которой мало трагизма.

Показать комментарии