Картину Нестерова "Святая Русь" реставраторам удалось спасти от гибели

Полотно вернулось в экспозицию Русского музея

В экспозицию Русского музея вернулась картина Михаила Нестерова "Святая Русь". Фото Святослав Акимов, "Metro"
В экспозицию Русского музея вернулась картина Михаила Нестерова "Святая Русь". Фото Святослав Акимов, "Metro"
В экспозицию Русского музея вернулась картина Михаила Нестерова "Святая Русь". Фото Святослав Акимов, "Metro"
В экспозицию Русского музея вернулась картина Михаила Нестерова "Святая Русь". Фото Святослав Акимов, "Metro"
"Святая Русь" была написана в 1907 году. Фото Святослав Акимов, "Metro"
"Святая Русь" была написана в 1907 году. Фото Святослав Акимов, "Metro"
"Святая Русь" была написана в 1907 году. Фото Святослав Акимов, "Metro"
"Святая Русь" была написана в 1907 году. Фото Святослав Акимов, "Metro"
В экспозицию Русского музея вернулась картина Михаила Нестерова "Святая Русь". Фото Святослав Акимов, "Metro"
В экспозицию Русского музея вернулась картина Михаила Нестерова "Святая Русь". Фото Святослав Акимов, "Metro"
В экспозицию Русского музея вернулась картина Михаила Нестерова "Святая Русь". Фото Святослав Акимов, "Metro"
В экспозицию Русского музея вернулась картина Михаила Нестерова "Святая Русь". Фото Святослав Акимов, "Metro"
В экспозицию Русского музея вернулась картина Михаила Нестерова "Святая Русь". Фото Святослав Акимов, "Metro"
В экспозицию Русского музея вернулась картина Михаила Нестерова "Святая Русь". Фото Святослав Акимов, "Metro"
"Святая Русь" была написана в 1907 году. Фото Святослав Акимов, "Metro"
"Святая Русь" была написана в 1907 году. Фото Святослав Акимов, "Metro"
"Святая Русь" была написана в 1907 году. Фото Святослав Акимов, "Metro"
"Святая Русь" была написана в 1907 году. Фото Святослав Акимов, "Metro"
"Святая Русь" была написана в 1907 году. Фото Святослав Акимов, "Metro"
"Святая Русь" была написана в 1907 году. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Специалисты устранили деформацию холста. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Специалисты устранили деформацию холста. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Специалисты устранили деформацию холста. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Специалисты устранили деформацию холста. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Специалисты устранили деформацию холста. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Специалисты устранили деформацию холста. Фото Святослав Акимов, "Metro"

В экспозицию Русского музея вернулась картина Михаила Нестерова "Святая Русь", которую в течение полугода реставраторы спасали от разрушения.

"Святая Русь" долгое время была одной из самых проблемных картин Русского музея. Дело в том, что художник возвращался к её написанию на протяжении шести лет, не раз менял композицию, цветовое решение, переписывал фрагменты. Из-за этого работу отличает многослойность и отсутствие между ними обработок, что в итоге привело к нарушению связи между слоями. При этом работа не была закончена, то есть художник не проводил финальную консервацию. В результате развился кракелюр – мелкие трещинки на красочном слое. Со временем его верхняя часть вовсе утратилась.

Цифра:
1921 – год, когда картина "Святая Русь" Михаила Нестерова попала в стены Русского музея

Кроме того, авторский подрамник за более чем сотню лет рассохся и не обеспечивал необходимого натяжения холста. Это привело к тому, что полотно пошло "волнами".

– Особенность этой работы  в том, что она хронически больна, – отметила ведущий художник-реставратор Отдела реставрации станковой масляной живописи Наталья Романова. – В течение десятилетий мы никуда не выпускали эту работу из залов музея. Величина картины такова, что вынести её в реставрационные залы не представлялось возможным – сделать это можно было, только накатав полотно на вал, что было опасно в его состоянии. При этом имелась необходимость пройти, исследовать и восстановить связь между слоями буквально в каждом сантиметре.

Многие годы состояние картины поддерживали с помощью профилактических мероприятий – полотно фактически состояло из "заплаток" реставраторов. Это только увеличивало риск того, что однажды слои краски могли осыпаться.

Впрочем, специалистам удалось выйти из положения: масштабные работы над "Святой Русью" провели прямо в выставочном зале №82 Михайловского замка. Ради этого помещение закрыли для посетителей.

Специалисты устранили деформацию холста.

Специалисты устранили деформацию холста.

Святослав Акимов, "Metro"

Фото:

В течение полугода картину "лечили" трое мастеров – Марат Дашкин, Ольга Кленова и Наталья Романова.  

Опыт пригодится в будущем

Перед началом работ специалисты исследовали полотно с помощью техники. В частности, её осмотрели в УФ-лучах и под микроскопом с применением специального рентгена.

В результате специалистам удалось укрепить красочный слой, устранить кракелюр, натянуть полотно на новый качественный подрамник, а также удалить с поверхности живописи все поздние наслоения – записи, загрязнения, сгустки лака и реставрационный клей.

По словам реставраторов, опыт работы над таким сложным объектом им пригодится в дальнейшем. Так, в планах специалистов привести в порядок четыре полотна, приобретённые Павлом I для Воскресенского парадного зала Михайловского замка. Сейчас они находятся в руинированном состоянии и, так же как и картина Нестерова, масштабны – каждая по шесть метров в длину.

Показать комментарии