Когда звонит незнакомец: в Петербурге посвятили выставку дверному глазку

Оригинальная экспозиция открылась по случаю 115-летия со дня изобретения оптического прибора

Картина "Око Бога". Фото Святослав Акимов., "Metro"
Картина "Око Бога". Фото Святослав Акимов., "Metro"
Эта композиция отображает разность мировосприятия. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Эта композиция отображает разность мировосприятия. Фото Святослав Акимов, "Metro"
На выставке представлены не только картины, но и скульптуры. Фото Святослав Акимов, "Metro"
На выставке представлены не только картины, но и скульптуры. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Картина-шутка на тему коронавируса и вакцинации. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Картина-шутка на тему коронавируса и вакцинации. Фото Святослав Акимов, "Metro"
На выставке собраны работы художников из Петербурга, Москвы, Вологды и Белоруссии. Фото Святослав Акимов, "Metro"
На выставке собраны работы художников из Петербурга, Москвы, Вологды и Белоруссии. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Мир по ту сторону дверного глазка у каждого свой. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Мир по ту сторону дверного глазка у каждого свой. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Одна из художниц попыталась передать свой внутренний мир. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Одна из художниц попыталась передать свой внутренний мир. Фото Святослав Акимов, "Metro"

В 1907 году физик-экспериментатор Роберт Вуд изобрёл дверной глазок. Художники из Северной столицы посвятили этому событию выставку.

 

– За отправную точку взяли создание системы "рыбий глаз", которая лежит в основе современного дверного глазка, – рассказывает Metro сокуратор экспозиции Евгения Левандовская. – Учёные долго старались над тем, чтобы уменьшить линзу. Нужно было сделать так, чтобы она отражала целиком человека и при этом была маленькой. В России долгое время вместо дверного глазка использовали прорезь для писем и только где-то в середине XX века у нас появились дверные глазки.

Фантазию в полёт

Впрочем, эта выставка больше не о науке, а об искусстве. На полотнах художники философствуют на тему дверного глазка. В представлениях авторов оптическое устройство – это своеобразный портал, через который можно заглянуть в прошлое, будущее и даже во внутренний мир человека. В зале представлено более полусотни картин. Здесь есть дверь, ведущая в гремучий лес с летучими мышами, обнажённая женщина в замочной скважине, советский новый год с ёлкой и "пузатым" ламповым телевизором.

– Каждый из нас смотрит через этот дверной глазок и думает, что будет дальше. У кого-то есть опасения, у кого-то разочарование, а у кого-то надежда. Находясь в настоящем, человек смотрит через этот глазок в будущее, – поясняет художник и куратор творческого объединения "Бездатые" Фридрих Михельсон.

Разность восприятия ситуаций чётко прослеживается и в жанрах. Одни художники предпочли изобразить любовные драмы, другие – триллеры, а третьи – шутки на злободневные темы. Во втором зале внимание посетителей привлекает картина с пришельцем в дверном глазке. Зелёный человечек стоит посреди обыкновенного подъезда, стены которого исписаны любовными признаниями. В руках он держит упаковку… "Спутника Лайт".

– Это размышление на тему коронавируса и опасений людей по поводу теорий заговоров, – говорит Евгения Левандовская.

Очи чёрные

Особое место на этой выставке занимают картины с изображением глаз. Очи чёрные, красные и голубые, разного разреза и величины присутствуют на холстах.

– Глаза – это лейтмотив всей выставки, – продолжает собеседница Metro. – Например, работа "Око Бога" представляет из себя глобальное размышление по поводу того, кто за нами наблюдает. А суть этого собрания глаз в отражении индивидуальности каждого взгляда на мир. Здесь есть элементы крови, затемнения, затенения – это всё разные "вуали" в глазах людей. Кто-то может смотреть на реальность, а кто-то нет. У кого-то глаза, полные печали, грусти и агрессии.

Дверной глазок вдохновил художников не только на живопись, но и на графику, коллажи, фотографии, скульптуры.

Переживания за будущее

Оригинальная идея для художественной выставки, рассказывает Евгения Левандовская, пришла случайно. К ней подтолкнула загадочная гибель домашнего любимца.

– Это случилось буквально за моей дверью, и мы так до сих пор и не знаем, что там конкретно произошло, – делится девушка. – После этого я стала испытывать определённые волнения, тревогу и страх, заглядывая в дверной глазок. И мне как художнику захотелось узнать, а что испытывают другие люди, когда они пересекают границу своего личного пространства и выходят в общественное место. Чувствуют ли они безопасность или, скорее, – дистанцию и волнение. И чтобы найти ответы на вопрос, мы создали эту выставку.

Экспозиция будет работать до 11 марта. Познакомиться с творчеством художников можно в галерее современного искусства ARTON Gallery.

Показать комментарии