Лайфхаки для родителей: петербургские учителя рассказали, как заинтересовать школьников в обучении

Преподаватели рекомендовали родителям поменьше критиковать и сравнивать своих детей с другими

Алина Павлова.
Алина Павлова.
Никита Шамис.
Никита Шамис.
Екатерина Кочнёва.
Екатерина Кочнёва.
Евгения Гудковская.
Евгения Гудковская.
Альфред Гринмирис.
Альфред Гринмирис.
Не стоит сильно ругать ребенка за ошибки. Фото Getty
Не стоит сильно ругать ребенка за ошибки. Фото Getty

Родителям школьников дали советы, как заинтересовать детей в обучении. Рекомендациями поделились участники первого всероссийского Форума классных руководителей из петербургских школ.

Знания пригодятся

Председатель Совета воспитательной деятельности гимназии № 271 и лауреат премии Правительства Петербурга "Лучший классный руководитель-2021" Никита Шамис уверен, что детям отдельно нужно объяснять практическую значимость получения образования. По его мнению, родителям необходимо показать детям, что все знания, которые они получают, применимы в повседневной жизни.

"Например, большое количество сочинений на уроках литературы помогают отточить навык самостоятельного и грамотного изложения мыслей – очевидно, он затем пригодится в вузе и при устройстве на работу, когда придётся писать резюме и автобиографию", - объясняет Никита Шамис.

На вопросы надо отвечать

Дети могут обращаться к свои родителям с разными вопросами, касающимися и школьной программы, и других тем. В эти моменты взрослым нужно с особым вниманием отнестись к интересующей ребенка проблеме - постараться объяснить и помочь ему найти ответы.

"Иногда самый нелепый вопрос может стать удачным стартом к внутреннему росту. Учите ребенка находить ответы на вопросы: и простые, и сложные. Показывайте путь. Учитесь вместе. Развивайте любознательность. Интересуйтесь сами чем-то новым, находите информацию, вместе изучайте и обсуждайте ее", - советует Евгения Гудковская, член Совета Ассоциации классных руководителей Санкт-Петербурга, победитель конкурса лучших учителей России 2021 года.

Важна активность вне уроков

Альфред Гринмирис, учитель истории СОШ № 303 имени Фридриха Шиллера, отмечает, что также важно объяснять ребятам и то, как участие во внеклассной деятельности поможет им в будущей жизни.

"Участие в том или ином конкурсе или проекте, безусловно, прокачивает коммуникативные способности ученика, творческий кругозор, способствует социализации, умению работать на результат, командному взаимодействию", – говорит он.

По мнению одной из победителей Всероссийской Герценовской педагогической олимпиады молодых учителей "Профессиональные перспективы—2019", учителя начальных классов ГБОУ Школа №312 Фрунзенского района Алины Павловой, конкурсное движение способно заинтересовать школьников современного поколения. Он считает, что именно соревновательный момент может стать своеобразным драйвером, "который сподвигнет ребёнка узнать что-то новое, открыть перед собой неизведанные горизонты не только в учёбе, но и в личностном развитии".

"Конкурс – это не про соревнование с кем-то, а, в первую очередь, про соревнование с самим собой, про умение показать себя и свои успехи в определённой области на данный момент времени. Иногда, это про умение работать в команде, про умение распределять обязанности, нести ответственность. Ребёнок, если он не становится победителем, сразу видит свои точки роста, или учится адекватно реагировать на проигрыши, выстраивать индивидуальный маршрут для достижения цели", - отмечает Алина Павлова.

Проверка домашних заданий

Своим коллегам Никита Шамис советует пользоваться разными подходами при проверке домашних заданий. Он рекомендует время от времени заменять вызов учеников к доске разбором и обсуждением со школьниками выполненных их одноклассниками работ.

В то же время родителям не стоит силой заставлять школьников выполнять задания дома. По мнению педагога, в этом вопросе стоит найти те подходы, которые увлекут детей.

"Это даст ребятам мотивацию более творчески подходить к "домашке" и не делать её для галочки", - поясняет специалист.

Ошибки – не беда

Ребенок будет ошибаться, и в этом нет ничего страшного. Родителям не стоит ругать своих детей за те или иные неточности. Школьники должны иметь возможность ошибаться, тогда они перестанут бояться.

"Как только ошибка перестанет быть чем-то страшным и непростительным, появится другое значение – познание. Ошибся, значит нужно искать правильный ответ. А поиск ответов без негативного подкрепления закладывает интерес ребенка к самообразованию в дальнейшем. Правильная мотивация ребенка в обучении поможет сделать выполнение домашнего задания радостным событием и сохранить эмоциональное равновесие родителей", - объясняет замдиректора по воспитательной работе ГБОУ Школа №4 Василеостровского района и обладатель премии Правительства Санкт-Петербурга "За гуманизацию школы Санкт-Петербурга – 2021" Екатерина Кочнёва.

Поменьше критики и сравнений

От постоянной критики и сравнений с другими одноклассниками школьник не станет более мотивированным. Преподаватели рекомендуют родителям быть более спокойными в этом вопросе, иначе они могут достигнуть противоположенного эффекта.

"Это рушит доверие и еще никогда никого не мотивировало. Не стоит раздавать оценочные суждения направо и налево: "это ты сделал плохо", "прошлый раз было лучше", "я так и знал, что ты не справишься". Согласитесь, так себе мотивация. Лучше поговорите о том, как можно эту же работу сделать ещё лучше", - советует Евгения Гудковская.

По словам учителей, крайне важно хвалить детей. Но, как подчеркивает Никита Шамис, не за ум и итог выполненной работы, а за вложенные усилия.

Показать комментарии