Мобильная лаборатория поможет раскрыть тайны живописи

Она открылась в Русском музее в Петербурге

«Пробы» картин исследуют с ИК-Фурье-спектрометром. Фото Святослав Акимов, "Metro"
«Пробы» картин исследуют с ИК-Фурье-спектрометром. Фото Святослав Акимов, "Metro"
«Пробы» картин исследуют с ИК-Фурье-спектрометром. Фото Святослав Акимов, "Metro"
«Пробы» картин исследуют с ИК-Фурье-спектрометром. Фото Святослав Акимов, "Metro"
«Пробы» картин исследуют с ИК-Фурье-спектрометром. Фото Святослав Акимов, "Metro"
«Пробы» картин исследуют с ИК-Фурье-спектрометром. Фото Святослав Акимов, "Metro"
«Пробы» картин исследуют с ИК-Фурье-спектрометром. Фото Святослав Акимов, "Metro"
«Пробы» картин исследуют с ИК-Фурье-спектрометром. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Изображение на экране получено с помощью камеры для инфракрасной рефлектографии. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Изображение на экране получено с помощью камеры для инфракрасной рефлектографии. Фото Святослав Акимов, "Metro"
В руках у специалиста портативный рентгенофлуоресцентный спектрометр. Фото Святослав Акимов, "Metro"
В руках у специалиста портативный рентгенофлуоресцентный спектрометр. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Исследование картин. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Исследование картин. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Исследование картин. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Исследование картин. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Исследование картин. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Исследование картин. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Исследование картин. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Исследование картин. Фото Святослав Акимов, "Metro"

В Русском музее создают первую в России мобильную лабораторию для исследования картин. Metro узнало, какие гаджеты используют специалисты.

С помощью современных технологий можно увидеть скрытые изображения на картинах, отличить оригинал от подделки и даже узнать, кто её автор. Для этого достаточно исследовать полотно с помощью трёх гаджетов.

"Пистолет" с рентгеном
Портативный рентгенофлуоресцентный спектрометр позволяет без взятия проб определить химический состав пигментов на картине.  В прибор, похожий на пистолет из фантастических фильмов, внедрён небольшой рентген – такой же, как в поликлиниках, но менее мощный, а значит, безопасный. Это щадящий метод исследования, с его помощью специалисты могут обследовать только внешний слой краски. Результаты полезны реставраторам – с ходу можно определить, какой участок картины обновляли в последний раз, а также выяснить формулу оригинальных пигментов.

"Проба" полотна
Чтобы провести более детальное исследование, целостность картины всё-таки придётся нарушить. С помощью тонкой полой "иголки" полотно прокалывают – таким образом получают образцы всех слоёв краски, которых, к слову, бывает до 20. С помощью ИК-Фурье-спектрометра, внешне отдалённо напоминающего микроскоп, слои анализируют по химическому составу.

– Каждый художник применял определённые краски, некоторые пигменты стали использовать только в XIX–XX веках, – объяснил Metro менеджер компании, производящей оборудование, Шамиль Мизитов. – С помощью прибора можно точно определить автора, подтвердить подлинность картины. Таким образом мои коллеги обнаружили порядка 2–3 фальшивок.

Увидеть оригинал
Скрытые от глаз обывателя детали картины можно увидеть с помощью инфракрасной камеры: подготовительные эскизы художника, перерисованные детали. Например, на картине "Медный змий" Фёдора Бруни специалисты обнаружили несколько спрятанных змей, перерисованные ступни героев, изменения пейзажа. Количество правок  в полотне также помогает определить автора – у каждого свой почерк.

– Например, Петров-Водкин часто использовал старые холсты, переворачивал портреты и изображал фигуру заново, – отметил ведущий инженер отдела технологических исследований Русского музея Вячеслав Торопов. – Айвазовский делал подготовительный рисунок скал, воды, берега, но корабли всегда рисовал без шаблона. 

Показать комментарии