Музей искусства Санкт-Петербурга рассказал о блокадных художниках

Их работы представлены в экспозиции музея

Политический плокат. Т.И. Певзнер. Фото Предоставлено организаторами
Политический плокат. Т.И. Певзнер. Фото Предоставлено организаторами
Т.И. Певзнер. Александровский сад. 1942 г. Фото Предоставлено организаторами
Т.И. Певзнер. Александровский сад. 1942 г. Фото Предоставлено организаторами
Пакулин посреди Невского проспекта перед мольбертом. Фото Предоставлено организаторами
Пакулин посреди Невского проспекта перед мольбертом. Фото Предоставлено организаторами
В.А. Гринберг Портрет художницы А. Н. Латаш, 1941. Фото Предоставлено организаторами
В.А. Гринберг Портрет художницы А. Н. Латаш, 1941. Фото Предоставлено организаторами
Н.Ф. Лапшин Адмиралтейство. 1940. Фото Предоставлено организаторами
Н.Ф. Лапшин Адмиралтейство. 1940. Фото Предоставлено организаторами

Музей искусства Санкт-Петербурга подготовил рассказ о блокадных художниках.

Во времена блокады город продолжал жить творческой и интеллектуальной жизнью. Наперекор всему, чтобы вселять надежду в тех, у кого ничего не осталось, чтобы запечатлеть и донести потомкам события тех страшных лет, чтобы никому  и никогда не пришло в голову повторить тот ад.

Судьбы художников блокадного Ленинграда сложились по-разному. МИСП рассказывает о некоторых их них.

Один из участников объединения "Боевой карандаш"  - Теодор Иосифович  Певзнер (1905 -1942)– создал в содружестве с двумя другими авторами первый политический плакат, который появился на стенах Ленинграда.   Впоследствии вышло еще несколько выпусков "Боевого карандаша", в которых не только изображения, но и стихи к ним выполнил сам художник.  В годы ВОВ Певзнер добровольно остался в осажденном Ленинграде, в январе 1942 года Теодор Иосифович Певзнер скончался в госпитале "Астория" от крайнего истощения в и был погребен в общей могиле на Серафимовском кладбище.

Политический плокат. Т.И. Певзнер.

Политический плокат. Т.И. Певзнер.

Предоставлено организаторами

Фото:

В годы блокады художники перешли на казарменное положение, поселившись  в Союзе художников, чтобы оперативно выполнять поставленные перед ними задания. Ходить по Ленинграду во время артобстрелов  было небезопасно.  Вячеслав Владимирович Пакулин (1900 – 1951) не расставался со своим этюдником, продолжал писать на улицах Ленинграда во время бомбежек и обстрелов.  Его работы, написанные в самые трагические для города годы, необыкновенно светлые и пронзительные. Они должны были вселять надежду в тех, у кого уже ничего не осталось.

Пакулин посреди Невского проспекта перед мольбертом.

Пакулин посреди Невского проспекта перед мольбертом.

Предоставлено организаторами

Фото:

Владимир Ариевич Гринберг (1896 – 1942). После начала Великой Отечественной войны оставался в Ленинграде, участвовал в строительстве оборонительных сооружений, занимался маскировочными работами. Сотрудничал в "Окнах ТАСС", был участником "Первой выставки работ ленинградских художников в дни Великой Отечественной войны", открытой 2 января 1942 года в Малом зале Ленинградского Союза советских художников. Умер 29 февраля 1942 года, в самую страшную для города зиму, похоронен на Большеохтинском кладбище.

Н.Ф. Лапшин Адмиралтейство. 1940.

Н.Ф. Лапшин Адмиралтейство. 1940.

Предоставлено организаторами

Фото:

Большую роль в сохранении творческого наследия художника сыграла его жена, Вера Евгеньевна. Когда в июле 1942 года она уехала в эвакуацию, квартира Гринбергов со всеми находящимися там произведениями, как мастерская члена СХ, была опечатана. Вера Евгеньевна, беспокоясь за сохранность работ мужа, постаралась как можно раньше вернуться в город. Она приехала в Ленинград вместе с группой строителей, направлявшихся для восстановления разрушенного города. В тот же день, когда Вера Евгеньевна вернулась, квартиру Гринбергов самовольно вскрыли, но она успела спасти от гибели все картины Владимира Ариевича.

Показать комментарии