Музыкант Александр Лемешев даст серию концертов "стеклянной" музыки для петербургских школьников

Вместо инструмента – бокалы разного размера, на которых маэстро может сыграть любую мелодию

Все элементы инструмента крепятся с помощью шурупов. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Все элементы инструмента крепятся с помощью шурупов. Фото Алена Бобрович, "Metro"
30 бокалов нужно, чтобы собрать стеклянную арфу. Фото Алена Бобрович, "Metro"
30 бокалов нужно, чтобы собрать стеклянную арфу. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Александр Лемешев может сыграть на бокалах любое произведение. Но предпочитает исполнять классику. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Александр Лемешев может сыграть на бокалах любое произведение. Но предпочитает исполнять классику. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Звук извлекается за счёт трения мокрых рук и стекла. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Звук извлекается за счёт трения мокрых рук и стекла. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Александр Лемешев может сыграть на бокалах любое произведение. Но предпочитает исполнять классику. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Александр Лемешев может сыграть на бокалах любое произведение. Но предпочитает исполнять классику. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Звук извлекается за счёт трения мокрых рук и стекла. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Звук извлекается за счёт трения мокрых рук и стекла. Фото Алена Бобрович, "Metro"

Стеклянная арфа – инструмент самодельный. Александр Лемешев возит его в двух футлярах. Бокалы прочно привинчены к подставкам. В концертном зале маэстро монтирует инструмент, в один из бокалов наливает воду для смачивания рук и играет произведение.

Две с половиной октавы

Александр Лемешев – артист, исполняющий "стеклянную" музыку. Его знают не только в России, но и во всём мире. Лемешев получил высшее образование по классу гитары, работал в качестве бас-гитариста в рок-группе и джазовом оркестре.

– Когда заканчивал обучение, услышал звучание стеклянной арфы, познакомился с одним музыкантом, он мне объяснил, как извлекается звук на таком инструменте, – рассказал Metro Александр Лемешев. – С этого момента решил, что буду играть на бокалах.

По словам музыканта, все, кто владеет этим уникальным инструментом, – самоучки. Лемешев наблюдал, как играют другие "арфисты", что-то придумывал сам.

– Мокрыми пальцами проводишь по бокалам, за счёт трения появляется звук, – объясняет Александр.

Собрать инструмент – это кропотливая работа. Маэстро использует бокалы из богемского, хрустального и обычного стекла.

– В магазине не очень большой выбор бокалов, поэтому обычно я договариваюсь со складом, – говорит музыкант. – Тестирую бокалы, выбираю нужные ноты. Иногда перебираю по несколько ящиков, чтобы найти долгожданную "до-диез" или "ми-бемоль".

По словам Александра Лемешева, почти все бокалы приходится дорабатывать. Чтобы подстроить их, музыкант стачивает дно и тем самым опускает звук до нужной ноты.

– В моём музыкальном инструменте три десятка бокалов, это две с половиной октавы, – говорит арфист. – Располагаются они от более высоких к более низким нотам. На сцене я подзвучиваю бокалы микрофонами.
30 бокалов нужно, чтобы собрать стеклянную арфу.

30 бокалов нужно, чтобы собрать стеклянную арфу.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

На улицах и в залах филармонии

Лемешев начинал с частных выступлений, его стеклянная арфа звучала на выставках и конференциях, на улицах Петербурга и Хельсинки.

– В какой-то момент подумал, что было бы интересно сделать полноценную концертную программу, – говорит Александр. – Начинал работать в дуэте с классической гитарой. Потом – со струнными квартетами, органистами и камерными оркестрами.

Выступал в самых лучших залах России, ездил на гастроли в Европу, Америку, Мексику.

– Самая лучшая энергетика и звучание моего инструмента в родном городе, в Большом зале Петербургской филармонии, – говорит Александр. – И звук там отличный, и публика.
Звук извлекается за счёт трения мокрых рук и стекла.

Звук извлекается за счёт трения мокрых рук и стекла.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

"Хрустальный Щелкунчик"

Александр Лемешев может исполнить любую музыку, но предпочитает классику.

– В моём репертуаре всегда были произведения Баха, Моцарта, Шуберта, других великих композиторов, – говорит музыкант. – Когда появилась идея сделать программу для детей, то, конечно, взяли несколько номеров из самого любимого детского балета Петра Ильича Чайковского и назвали проект "Хрустальный Щелкунчик".

Александр Лемешев выступает вместе со струнным квартетом. Концертный проект проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Ближайший концерт состоится 10 февраля в Культурно-досуговом центре "Московский".

Показать комментарии