НКВД, надписи из парадных и бассейн с гудроном: в Манеже открывается проект "НеМосква не за горами"

Он собрал 80 художников из 21 города России – кроме столицы

Выставка "НеМосква не за горами". Фото Святослав Акимов., "Metro"
Выставка "НеМосква не за горами". Фото Святослав Акимов., "Metro"
Выставка "НеМосква не за горами". Фото Святослав Акимов., "Metro"
Выставка "НеМосква не за горами". Фото Святослав Акимов., "Metro"
Выставка "НеМосква не за горами". Фото Святослав Акимов., "Metro"
Выставка "НеМосква не за горами". Фото Святослав Акимов., "Metro"
Выставка "НеМосква не за горами". Фото Святослав Акимов., "Metro"
Выставка "НеМосква не за горами". Фото Святослав Акимов., "Metro"
Выставка "НеМосква не за горами". Фото Святослав Акимов., "Metro"
Выставка "НеМосква не за горами". Фото Святослав Акимов., "Metro"
Выставка "НеМосква не за горами". Фото Святослав Акимов., "Metro"
Выставка "НеМосква не за горами". Фото Святослав Акимов., "Metro"
Выставка "НеМосква не за горами". Фото Святослав Акимов., "Metro"
Выставка "НеМосква не за горами". Фото Святослав Акимов., "Metro"
Выставка "НеМосква не за горами". Фото Святослав Акимов., "Metro"
Выставка "НеМосква не за горами". Фото Святослав Акимов., "Metro"
Выставка "НеМосква не за горами". Фото Святослав Акимов., "Metro"
Выставка "НеМосква не за горами". Фото Святослав Акимов., "Metro"
Выставка "НеМосква не за горами". Фото Святослав Акимов., "Metro"
Выставка "НеМосква не за горами". Фото Святослав Акимов., "Metro"
Выставка "НеМосква не за горами". Фото Святослав Акимов., "Metro"
Выставка "НеМосква не за горами". Фото Святослав Акимов., "Metro"
Выставка "НеМосква не за горами". Фото Святослав Акимов., "Metro"
Выставка "НеМосква не за горами". Фото Святослав Акимов., "Metro"
Выставка "НеМосква не за горами". Фото Святослав Акимов., "Metro"
Выставка "НеМосква не за горами". Фото Святослав Акимов., "Metro"
Выставка "НеМосква не за горами". Фото Святослав Акимов., "Metro"
Выставка "НеМосква не за горами". Фото Святослав Акимов., "Metro"
Выставка "НеМосква не за горами". Фото Святослав Акимов., "Metro"
Выставка "НеМосква не за горами". Фото Святослав Акимов., "Metro"

"Немосква" – это один из самых громких за последнее время проектов, посвящённых современному искусству и современным региональным художникам. Отсюда и название.

Здесь есть фотографии, картины, сложные формы, интерактивные инсталляции и огромные арт-объекты – в общем, всё то, за что любят современное искусство. На входе в экспозицию висит одна из самых важных работ всего проекта – инсталляция Маяны Насыбулловой "Опять ничего не происходит": огромные облака из ваты, ёлочный дождик и красный "транспарант" с советским шрифтом. Впрочем, "ничего не происходит" – это иллюзия. Немосква (а к ней относится и Петербург) – территория не менее интересная и вдохновляющая, чем столица России.

– Немосква – это все мы. Собственно Москвы нет вообще – это большая мистификация, наполненная жителями других регионов, – говорит Марина Лошак, директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, вместе с Манежем организовавшим проект. – И это иллюзия, что всё искусство, спрятанное где-то там, в Немоскве – тихое, скромное и никому не понятное. Оно живёт, причём самым разнообразным образом. Эта выставка – не про то, что происходит, а про то, что мы чувствуем.

Женщины из колоний и шкафчик со швабрами

Чувствуют и видят художники многое – и по-разному это воспринимают и транслируют, оттого от выставки остаются противоречивые впечатления. Объектами и вдохновением для их работ становятся совершенно неожиданные вещи и субстанции – к примеру, советские многоэтажки, как в случае с Анастасией Цайдер или подъезды-парадные, одинаково исписанные в Тюмени и в Петербурге, как у арт-группы "Космическая корова". Владимир Чернышёв из Нижнего Новгорода вообще залил целый "бассейн" гудроном: его одноимённая инсталляция рассказывает о потребительском отношении человека к природе.

Иногда авторы обращаются к истории – выходит пронзительно и остро. Петербуржец Александр Миронов, родившийся в Луганске, создал инсталляцию "Станция Дистопия": огромное подвесное облако из деревянных каталожных ящиков-архивов НКВД, снизу – стенд со шляпой Архитектора Николая Лансере. Он проектировал реконструкцию самого Манежа в 1931-1935 годах, был арестован за шпионаж и умер в саратовской тюрьме в 1942-м.

Одно из самых серьёзных исследований "Немосквы" – инсталляция Елены Аносовой – тоже отсылает к неизбывной российской теме тюрьмы. Её "Отделение" – это фотогалерея с портретами осужденных женщин, отбывающих наказание в сибирских колониях. Здесь есть и бездушная наркоторговка с пустыми глазами, и "сестра" давинчиевской "Дамы с горностаем" – с котом на руках.

Прямо напротив "Отделения" – инсталляция петербургской группы iBiom, отсылающая к знаменитому курьёзу "А огнетушитель или экспонат?!?": это шкафчик со швабрами, униформой, чистящими средствами и перчатками. В гиде по выставке этот объект тоже есть, так что это – точно искусство, перепутать невозможно.

"Расшить и зашить" Петербург

Авторов из Северной столицы в "Немоскве" – довольно много. У них, говорят устроители выставки, особенный взгляд на вещи. Одна из самых "петербургских работ" – "Правило шва" Аси Маркулиной. Это два белых платья, сшитых воедино и парящих в воздухе. От ворота до ворота на них – карта Петербурга. Внизу – отрывки из дневника.

– Это мои записи 2014-2015-го года: тогда я училась в СПбГУ на художника и была совершенно не встроена в культурную жизнь города, чувствовала себя неустроенной и чужой. Откуда я приехала? Из Перми, – рассказывает Ася. – Тогда я много гуляла и изобрела свои ритуалы: "зашивала" улицы переходя через "зебры", когда покидала какое-то место – и "расшивала", приезжая туда, где собиралась жить. Это такие полуязыческие практики, которые в итоге вылились в арт-проект… Да, платья я шила сама: на них – Невский проспект, Фонтанка, Мойка, стрелка Васильевского острова, набережная Смоленки и так далее. В этих районах я и жила.

У "Немосквы" – удивительное свойство: независимо от того, из какого зритель на самом деле города, он будет узнавать в этих инсталляциях что-то своё, близкое именно ему.

– Есть люди, которым нужно, чтобы кто-то рассказал, как "правильно смотреть на выставку" – и для них есть книжечки-гиды, где описан каждый проект. Можно прочитать – и свериться с собственными ощущениями, – говорит Марина Лошак. – Но можно ничего не читать – а посмотреть самому, довериться себе и сразу что-то почувствовать…

Выставка "Немосква не за горами" продлится до 15 октября 2020 года. Билеты "Манеж" продает только в электронном виде – и просит приходить в масках.
 

Показать комментарии