Отца, вернувшегося с войны, узнала по фотографии: истории проекта "Дети победителей"

О своём отце рассказывает Ирина Балай

1980-е. Андрей Бурханов (в центре, в кепке) с родственниками и друзьями. Фото предоставлено Ириной Балай, "Metro"
1980-е. Андрей Бурханов (в центре, в кепке) с родственниками и друзьями. Фото предоставлено Ириной Балай, "Metro"
Ирина Балай. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Ирина Балай. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Андрей Бурханов. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Андрей Бурханов. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Андрей Бурханов. Фото предоставлено Ириной Балай, "Metro"
Андрей Бурханов. Фото предоставлено Ириной Балай, "Metro"

Metro продолжает цикл публикаций к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. "Дети победителей" – это истории людей, чьи родители воевали на фронте. Сегодня о своём отце рассказывает Ирина Балай

Заслуженная артистка России Ирина Балай родилась в Ленинграде в 1939 году. Её отец Андрей Бурханов до войны работал начальником геологической экспедиции. Был призван на фронт летом 1941 года.
– Ещё до начала блокады папа настоял, чтобы мы – мама, мой старший брат Серёжа и я – отправились к родственникам в Томск, – вспоминает Ирина Андреевна. – В Сибири нас не ждали, приняли плохо. Однажды мама собралась, и мы поехали в Москву к тёте Вере – маминой сестре.

Ирина Балай.

Ирина Балай.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

Сырая картошка
Антонине Бурхановой удалось устроиться на химический завод в Загорске (ныне  Сергиев Посад). Её с детьми – четырёхлетним Серёжей и двухлетней Ирой – поселили в крошечной келье мужского монастыря.

– В нашей комнате умещались кровать и маленькая печка, – продолжает Ирина Андреевна. – Но на дрова и паёк нужно было ещё заработать. Мама давала нам одну сырую картошку на двоих и уходила на завод. Серёжа оставался за старшего. Однажды я предложила пожарить картошку. "У нас же дров нет", – сказал Серёжа. "Это ничего, главное – обвалять картошку в саже",  – по-хозяйски предложила я.  Так мы и делали несколько раз. Позже Серёжа заболел золотухой. Потом появились дрова, какая-то еда. Как-то мама принесла молоко. По дороге оно замёрзло. Белую круглую льдину из кастрюльки переложили в тарелку. Я посмотрела на неё и сказала: "Мама, ты же Луну принесла!"

Андрей Бурханов.

Андрей Бурханов.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

Забрал из детского сада
Геолог Андрей Бурханов на войне был начальником топографической службы дивизии. Воевал под Ленинградом, на Украине, в Прибалтике и под Кёнигсбергом.

– Папа прекрасно ориентировался на местности, – говорит Ирина Андреевна. – О войне он почти не рассказывал. Но как-то обмолвился, что с ним рвались идти в разведку многие бойцы: знали, что Бурханов не заблудится. У него было природное чутьё, талант находить дорогу.  

К 1945 году у капитана Андрея Бурханова было множество наград, в их числе медаль "За отвагу" и орден Красной Звезды.
– Когда сняли блокаду Ленинграда, мама решила вернуться в родной город, – рассказывает актриса. – Тётя предложила ей уехать с Серёжей, а меня пока оставить в Москве. Так и решили. Я жила с тётей Верой и её мужем дядей Лёшей, и они стали для меня вторыми родителями. В столице я пошла в детский сад. И однажды за мной в садик пришёл… папа! Был 1945 год, уже отпраздновали Победу. И вот как-то вечером, когда наша группа гуляла во дворе, зашёл военный. Я посмотрела на него и сразу поняла, что это мой папа, узнала его по фотографии. Он обнял меня и спросил: "Иринка, тебя можно уже забирать?" Взял за руку – и мы ушли из детского сада. Папа приехал в Москву всего на один день – его отправляли в Монголию.

Андрей Бурханов.

Андрей Бурханов.

предоставлено Ириной Балай, "Metro"

Фото:

Сюрприз
Андрей Бурханов окончательно вернулся домой только в 1949 году. Его дочь Ира по-прежнему жила в Москве у тёти и дяди.

– Я росла очень самостоятельной девочкой, ездила по Москве, ничего не боялась. В 1949-м, когда пришло сообщение, что папа в Ленинграде, решила устроить родителям сюрприз. Тётя Вера дала мне денег, я сама купила билет, села в поезд и приехала. Утром позвонила в дверь нашей ленинградской квартиры. Родители были поражены, не могли поверить, что я в девять лет сама добралась из Москвы в Ленинград! Папа и мама постоянно ездили в экспедиции: работали в Челябинской и Свердловской областях, в Прибалтике. Я часто приезжала к ним во время летних каникул. В детстве я мечтала стать геологом, как мои родители. Потом передумала. После окончания школы перебралась к родителям в Ленинград, поступила в медицинский институт, но вскоре бросила.

Ирина Бурханова стала актрисой, с 1960 года работает в Театре имени Ленсовета. Вышла замуж за композитора Леонида Балая.
– Папа дожил до 83 лет, – говорит Ирина Андреевна. – Всю жизнь работал начальником геологической экспедиции. У него и в мирное время случались разные непростые ситуации, из которых он всегда выходил с честью. А я всегда гордилась им и хотела быть на него похожей.

 

Показать комментарии