Петербуржцы не забывают звёзд некрополя

Единственный музей Петербурга, который хранит и реставрирует городские памятники, сегодня отмечает 90-летие. Журналист Metro побродил по некрополям, с которых в 1932 году начинался музей.

По надгробным памятникам старинного кладбища можно изучать, как менялась архитектура за три столетия. Фото Алена Бобрович, "Metro"
По надгробным памятникам старинного кладбища можно изучать, как менялась архитектура за три столетия. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Все памятники, которые находятся на территории двух некрополей, находятся под опекой сотрудников Музея городской скульптуры. Их очищают от мусора, моют и реставрируют. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Все памятники, которые находятся на территории двух некрополей, находятся под опекой сотрудников Музея городской скульптуры. Их очищают от мусора, моют и реставрируют. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Все памятники, которые находятся на территории двух некрополей, находятся под опекой сотрудников Музея городской скульптуры. Их очищают от мусора, моют и реставрируют. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Все памятники, которые находятся на территории двух некрополей, находятся под опекой сотрудников Музея городской скульптуры. Их очищают от мусора, моют и реставрируют. Фото Алена Бобрович, "Metro"
В старинном некрополе – сотни могил. Фото Алена Бобрович, "Metro"
В старинном некрополе – сотни могил. Фото Алена Бобрович, "Metro"
По надгробным памятникам старинного кладбища можно изучать, как менялась архитектура за три столетия. Фото Алена Бобрович, "Metro"
По надгробным памятникам старинного кладбища можно изучать, как менялась архитектура за три столетия. Фото Алена Бобрович, "Metro"
В старинном некрополе – сотни могил. Фото Алена Бобрович, "Metro"
В старинном некрополе – сотни могил. Фото Алена Бобрович, "Metro"
По надгробным памятникам старинного кладбища можно изучать, как менялась архитектура за три столетия. Фото Алена Бобрович, "Metro"
По надгробным памятникам старинного кладбища можно изучать, как менялась архитектура за три столетия. Фото Алена Бобрович, "Metro"
По надгробным памятникам старинного кладбища можно изучать, как менялась архитектура за три столетия. Фото Алена Бобрович, "Metro"
По надгробным памятникам старинного кладбища можно изучать, как менялась архитектура за три столетия. Фото Алена Бобрович, "Metro"
В старинном некрополе – сотни могил. Фото Алена Бобрович, "Metro"
В старинном некрополе – сотни могил. Фото Алена Бобрович, "Metro"

Петербурженка Светлана приходит в "Некрополь XVIII века" несколько раз в год. Ходит между старинными надгробиями и раскладывает кусочки хлеба на гранитные плиты.

– Все эти люди умерли очень давно, и их никто не навещает, мне их жалко, – объяснила девушка Metro. – А так к ним птицы прилетят, посидят на надгробиях.

Светлана не совсем права. Все памятники, которые находятся на территории двух некрополей, находятся под опекой сотрудников Музея городской скульптуры. Их очищают от мусора, моют и реставрируют.

Памятник Ломоносову
Именно отсюда начал свою историю Музей городской скульптуры.

– Ещё при Петре I здесь было основано Лазаревское кладбище, – рассказывает научный сотрудник отдела мемориальной скульптуры Артём Шипунов. – Сохранились могилы XVIII, XIX и немного XX веков. Здесь представлен русский классицизм. Из всех надгробных памятников выбивается один, выполненный в авангардном стиле. Этот памятник на могиле своей первой жены Лины поставил известный скульптор Матвей Манизер. Вместе с супругой он работал над памятником Володарскому. Художница умерла в 1921 году, и это было последнее захоронение в "Некрополе XVIII века".

По надгробным памятникам старинного кладбища можно изучать, как менялась архитектура за три столетия.

– Поначалу для надгробий использовали простейшие формы – плиты и саркофаги, – продолжает Артём. – И вдруг во второй половине  XVIII века появляется доминантный памятник на могиле Михаила Васильевича Ломоносова. Он был заказан в Италии. Вертикальный монумент сделан из мрамора, отделан позолотой. По тем временам он был авангардным: возвышался среди плит, и все, кто приходил сюда, сразу же видели, где похоронен Михаил Васильевич.

Казанский собор украшали архангелы и обелиск
В старинном некрополе – сотни могил. Из известных людей, кроме Ломоносова, здесь похоронены вдова Александра Пушкина Наталья Николаевна Ланская, архитектор Казанского собора Андрей Воронихин, крупный соледобытчик и горнозаводчик Алексей Турчанинов и многие другие.

- Некоторые памятники рассказывают нам об истории нашего города и нашей страны, – говорит Артём Шипунов. – Например, на надгробии архитектора Воронихина изображён Казанский собор. И мы видим, что выглядит он несколько иначе, чем сейчас: перед собором стоит деревянный обелиск, а на парапетах сидят ангелы, сделаны они были из алебастра. Именно так и выглядел один из крупнейших храмов при жизни зодчего. Архангелы и обелиск со временем пришли в негодность, и их решили не восстанавливать.

Памятник на могилу Турчанинова делал знаменитый скульптор Иван Мартос.

– Это ранняя работа Мартоса, – поясняет Артём. – С этого надгробного памятника начался его путь к Минину и Пожарскому. Все пропорции, композиция и поза бога Кроноса, сделанного для могильного памятника, были   повторены в скульптуре одного из героев, только в зеркальном отражении.

Ботинок доктора и шпага офицера
В некрополе есть свои звёзды. И это не всегда памятники, посвящённые знаковым персонам своего времени.

– Например, у знаменитого архитектора Карла Росси очень строгое и скромное надгробие, – говорит сотрудник музея. – Зато у никому не известного офицера Семёновского лейб-гвардии полка Карла Райссига – шикарный чугунный постамент.

Сам покойный изображён в виде спящего офицера. В руках у него шпага, голова лежит на фуражке.

Чугунный памятник ещё в XIX веке обрастал легендами. Одна из них гласит, что офицер заснул, когда нёс караульную службу. А когда открыл глаза, увидел перед собой императора Николая I. И умер от позора.
Иногда к Карлу, спящему на цветочном лугу, приходят военные курсанты. Дотрагиваются до шпаги и дают себе слово никогда не повторять его ошибок.
Ещё один популярный лежащий памятник напоминает о докторе медицины и хирургии Густаве Адольфе Магире. Бронзовая фигура возлежит слева от входа в некрополь. Один ботинок у доктора блестит, под гранитным надгробием часто можно увидеть монеты. К Магиру идут его коллеги: студенты медицинских вузов, врачи перед сложными операциями. Бронзовый ботинок гладят также пациенты – те, кому предстоит хирургическое вмешательство.

– Металлические монеты – это зло для наших памятников, – говорит Артём Шипунов. – Они ржавеют и разрушают каменные плиты. Смотрители постоянно собирают мелочь. В некрополе достаточно надгробий со скульптурными изображениями черепов. Так вот, некоторые посетители умудряются засунуть монетки в глазницы. Не знаю, что означает этот ритуал, но делать этого не стоит: можно разрушить исторический памятник.

Достоевскому и Чайковскому несут цветы
Через дорогу от "Некрополя XVIII века" находится "Некрополь мастеров искусств". Он был создан на территории Тихвинского кладбища Александро-Невской лавры. Здесь были похоронены многие выдающиеся государственные деятели, учёные, литераторы, музыканты.

– Последним здесь захоронили в 1989 году Георгия Товстоногова, – рассказывает Артём Шипунов. – К надгробным памятникам "Некрополя  мастеров искусств" приносят цветы чаще. Представители театра идут к режиссёрам и актёрам, представители консерватории – к Римскому-Корсакову и другим деятелям музыкальных искусств, литераторы – к своим. Прошлый год был юбилейным для Фёдора Михайловича Достоевского. Цветы и венки несли весь год: и обычные люди приходили, и литераторы, и родственники, конечно. Ведь здесь похоронен не только Фёдор Михайлович, но и его жена Анна Григорьевна, и внук Андрей Фёдорович. Так что все идут к писателю, а Достоевские – навестить своих близких.

По словам смотрителей некрополя, чаще других навещают именно Достоевского, а также Чайковского и представителей "Могучей кучки": Мусоргского, Римского-Корсакова и других композиторов.

Известняк для оперного певца
Самый необычный памятник стоит на могиле оперного певца Иоакима Тартакова.

– До революции он пел в Императорском театре, – рассказывает Артём Шипунов. – Тартаков принял советскую власть. Погиб в Петрограде, когда возвращался с концерта на Обуховском заводе. Проектировать памятник поручили архитектору Ивану Фомину – представителю старой школы. 1920-е годы были временем экспериментов, и Фомин сделал довольно экстравагантный памятник. Создан он из монолитных блоков известняка, которые раньше служили оградой садика рядом с Эрмитажем. Ограду, как символ самодержавия, снесли, но не уничтожили. Известняковый монолит пошёл на памятник Тартакову.

 

Показать комментарии