Посмотреть в глаза Медному всаднику

На киностудии "Ленфильм" продолжает работу выставка, посвящённая созданию фильма о главном памятнике Петру I. Её авторы рассказали Metro подробности создания кинокартины и новой экспозиции

В этом году весь мир празднует 350-летие со дня рождения Петра Великого. Фото Алена Бобрович, "Metro"
В этом году весь мир празднует 350-летие со дня рождения Петра Великого. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Генеральный директор телеканала "Санкт-Петербург Александр Малькевич делает селфи на фоне фигуры Петра Первого. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Генеральный директор телеканала "Санкт-Петербург Александр Малькевич делает селфи на фоне фигуры Петра Первого. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Выставку "Медный всадник" осмотрел оператор фильма, легендарный мастер, снимавший фильмы "Покровские ворота", "Старики-разбойники", "Курьер" и многие другие. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Выставку "Медный всадник" осмотрел оператор фильма, легендарный мастер, снимавший фильмы "Покровские ворота", "Старики-разбойники", "Курьер" и многие другие. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Самыми яркими экспонатами стали копии головы Медного всадника. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Самыми яркими экспонатами стали копии головы Медного всадника. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Совершив небольшое путешествие по залу, зритель сможет окунуться в историю XVII–XVIII веков. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Совершив небольшое путешествие по залу, зритель сможет окунуться в историю XVII–XVIII веков. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Совершив небольшое путешествие по залу, зритель сможет окунуться в историю XVII–XVIII веков. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Совершив небольшое путешествие по залу, зритель сможет окунуться в историю XVII–XVIII веков. Фото Алена Бобрович, "Metro"

В этом году весь мир празднует 350-летие со дня рождения Петра Великого. В Санкт-Петербурге, городе, построенном первым российским императором, находится самый известный памятник Петру I – Медный всадник. Его открыли 18 августа 1782 года, и через два месяца исполняется 240 лет знаменитой работе скульптора Этьена Фальконе.

Об истории создания памятника в 2019 году народный артист РСФСР, сценарист и режиссёр Василий Ливанов снял художественный фильм "Медный всадник России".

Погрузиться в историю
В качестве подарка на День рождения Санкт-Петербурга и юбилей Петра Первого Василий Ливанов предоставил свой фильм для показа в эфире телеканала "Санкт-Петербург", а также передал для организации выставки костюмы, реквизит, артефакты, которые были использованы в процессе создания картины.
Генеральным информационным партнёром и соорганизатором выставки стал телеканал "Санкт-Петербург". Автором идеи выступил его генеральный директор Александр Малькевич.

– Выставка "Медный всадник" – это реконструкция эпохи Екатерины II, – говорит Александр Малькевич. – Здесь представлены костюмы императрицы: парадный, повседневный, уличный, походный мундир. Рядом – её гостиная. Проходя по каждому квадратному сантиметру выставки, посетители будут узнавать, как творилась история, как Екатерина мечтала воздвигнуть памятник Петру; как искала скульпторов, как они ей не подходили и как Вольтер в переписке предложил кандидатуру Фальконе. Каждый уголок выставки – это история фильма и нашей страны.

Совершив небольшое путешествие по залу, зритель сможет окунуться в историю XVII–XVIII веков.

Главные герои
Выставку "Медный всадник" осмотрел оператор фильма, легендарный мастер, снимавший фильмы "Покровские ворота", "Старики-разбойники", "Курьер" и многие другие.

– Подготовительная ра­бо­та длилась полгода, снимали долго, получали удовольствие от процесса, – вспоминает Николай Немоляев. – Сам Петербург много снимали с квадрокоптера. Очень красиво получилось. И мне кажется, что главными героями этого фильма стали не только императрица Екатерина Великая, скульптор Этьен Фальконе и его помощница Мари-Анна Колло, но и сам город.

Почти съёмочная площадка
На выставке демонстрируются отрывки из кинокартины с сурдопереводом. А самыми яркими экспонатами стали копии головы Медного всадника и маски первого российского императора, выполненной в масштабе один к одному; костюмы Екатерины, мебель. Весь реквизит расставляли сами создатели фильма, поэтому у посетителя возникает ощущение, что он на время очутился на съёмочной площадке и стал участником процесса.

Эксперт

Мария Турская художник-постановщик фильма

- Все экспонаты выставки были задействованы в нашем фильме.
Голову Медного всадника мы копировали с гипсового бюста, который стоит в Русском музее. Снимали мерки, фотографировали со всех сторон. Заказали эту работу скульптору. А когда пришли в мастерскую принимать работу, поняли, что человек просто не справился с заказом! Мы хотели добиться максимального сходства, но у скульптора это не получилось.
Я поплакала над головой несколько дней, потом срезала лицо и сама сделала новое. В вузе, который я заканчивала, у нас был предмет скульптура, однако я никогда не считала себя специалистом в этом вопросе. Но тут собралась и слепила лицо. Получается, что я как бы повторила историю Мари-Анны Колло, помощницы Этьена Фальконе. Наш режиссёр Василий Ливанов работу принял. Теперь голова Петра I – предмет нашей гордости.
Голову Медного всадника делали из пластического пластилина, и весила она – как чугунный мост. Позже мы сделали её из пластика – эту голову я одна могу поднять. Её легко переносить – так она стала главным экспонатом нашей выставки.
Конечно, самая лучшая скульптура получается, если есть настоящая модель. Например, бюст Екатерины II, который "играет" в нашем фильме, мастер лепил с актрисы Ольги Беловой, которая играет императрицу. Фотография этого бюста тоже стала экспонатом выставки, а саму скульптуру Оля забрала домой.
Во время подготовки к этому фильму я много времени провела в музеях – в Эрмитаже и Дворце Петра Первого. Прижизненную и посмертную маски, восковую фигуру императора сделала по образу и подобию оригиналов, которые представлены в музеях. Естественно, из других материалов, но внешне выглядят так же.
Я за историческую правду. Все костюмы, в которых играют герои и которые сейчас представлены на выставке, соответствуют эпохе правления Екатерины Великой.

 

Показать комментарии