Проект-гид "Петербург изнутри": в музее покажут, где и как работал Ленин

Репортёр Metro побывала в историческом здании на Мойке, 32

Экспонаты музея. 170 статей написал Ленин на Мойке, 32, за несколько месяцев. Вся мебель в кабинете редактора – подлинная. Ленин работал над свежим номером вот за таким столом. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Экспонаты музея. 170 статей написал Ленин на Мойке, 32, за несколько месяцев. Вся мебель в кабинете редактора – подлинная. Ленин работал над свежим номером вот за таким столом. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Макет доходного дома. «Модели» 50 лет, сделал её художник Яков Шур. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Макет доходного дома. «Модели» 50 лет, сделал её художник Яков Шур. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Механический соловей – модная игрушка для богатых горожан. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Механический соловей – модная игрушка для богатых горожан. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Помещение типографии. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Помещение типографии. Фото Святослав Акимов, "Metro"
На мастер-классах дают попробовать поработать на старых машинках. Фото Святослав Акимов, "Metro"
На мастер-классах дают попробовать поработать на старых машинках. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Подлинник газеты «Правда». Фото Святослав Акимов, "Metro"
Подлинник газеты «Правда». Фото Святослав Акимов, "Metro"

Metro, Сообщество питерских блогеров и городская программа St. Petersburg Card при поддержке ПАО «МКБ» продолжают проект-гид по музеям «Петербург изнутри»

Историческое здание на Мойке, 32, где располагаются Музей печати и книжный магазин с редкими изданиями, чего только не помнит: десятилетия до революции здесь был доходный дом, одновременно с ним – фотостудия, куда приезжала даже царская семья, а в начале XX века – издательство, где работал Ленин.  

В Музей печати нужно идти с детьми: здесь показывают, как жили петербуржцы в конце XIX века и как выглядел издательский комплекс в начале века XX. Экскурсии обычно начинаются с комнат доходного дома.

Приводите детей
– Дворник тогда назывался дворщиком, а швейцар был очень уважаемым человеком: в нашем доме уже тогда стоял лифт, и подняться в нём можно было только в сопровождении швейцара. Считалось, что управлять сложной гидравлической машиной мог исключительно он, – рассказывает экскурсовод Ольга Мазунина.

Как был устроен доходный дом, показано на большом макете: в полуподвале жили дворники, дешёвые квартиры располагались на чердаке и верхних этажах, а на втором и третьем снимали комнаты (число которых могло исчисляться десятками!) богатые петербуржцы. Барский кабинет и гостиную восстановили в квартире №4 того же дома (сейчас, кстати, он тоже жилой): от «прежней жизни» здесь остались механический звонок, ручка двери, ящик для писем и номер. Остальное «убранство» с исторической точностью было воссоздано: декор, подлинная мебель и музыкальные инструменты – здесь как будто жил известный певец, к примеру, Шаляпин.

– Тогда было модно комнаты оформлять в одном цвете. Сначала покупали самое дорогое – мебель. Тканью какого цвета она была обтянута – такие подбирали обои, ковры и даже люстры, – говорит наш проводник.
Вместе с бытовой историей вы погружаетесь в историю музыкальную: на экскурсии можно увидеть и послушать редчайшие инструменты, граммофоны, музыкальную шкатулку и даже механического соловья.

«Комната Ильича»
В той же квартире показана и редакция Алексея Алексеевича Суворина, сына известного в Петербурге писателя и журналиста Алексея Сергеевича Суворина. Одна комната – для корреспондентов, другая – для редактора. За точно таким же столом, в точно такой же обстановке работал Владимир Ленин: в 1917 году он вернулся из эмиграции в революционный Петроград и вошёл в редколлегию газеты «Правда», именно в ней были напечатаны знаменитые «Апрельские тезисы». С марта по июль 1917-го «Правда» издавалась здесь, на Мойке.

– Точно таким пером писал редактор, таким пресс-папье промакивал написанное, а вот на этом валике с водой смачивал марки перед тем, как наклеить на письмо, – показывает экскурсовод.

Типографию на Мойке тоже сохранили – и это уникальный случай. Во-первых, здесь остались метлахская плитка и перекрытия, во-вторых, в огромном зале музей собрал историческое типографское оборудование. Прямо здесь на мастер-классах можно набрать из свинцовых букв строку, попробовать написать пером послание или напечатать что-нибудь на пишущей машинке. Есть здесь и советские экземпляры, и любимый писателями американский «Ундервуд».

Показать комментарии