Пророчества футуристов: Русский музей запустил арт-медиации

Петербуржцам предлагают познакомиться с творчеством футуристов в новом формате – через ощущения. "Прогулки" по музею проводятся камерными группами. Корреспондент Metro посетил пробный тур по Михайловскому дворцу

Медиатор должен вывести посетителей на диалог. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Медиатор должен вывести посетителей на диалог. Фото Святослав Акимов, "Metro"

Сеанс арт-медиации начинается с экспозиции итальянских футуристов.

Гостей подводят к мировому шедевру – бронзовой скульптуре Умберто Боччони "Уникальные формы непрерывности в пространстве". Однако ведущий вместо скандирования исторической справки задаёт вопросы посетителям: "Что вам напоминает эта фигура?", "Что замечаете в ней странного?" Публика неохотно, но идёт на диалог.

– Это человек, и он будто в огне, – предполагают участники.

Выслушав все варианты, ведущий дополняет рассказ фактами.

– Это предвоенная работа. 1913 год в Европе – год всеобщего счастья, удовольствия от жизни. Но художники в России и Италии создают такие "пламенеющие" работы, военно-предвосхищающие события будущего, – поясняет куратор программы Алексей Бойко.

Футуристы про киберлюдей

Информацию гид выдаёт маленькими порциями, отчего становится ещё интереснее. Футуризм считается пророческим направлением в искусстве. В творениях художников начала XX века считываются события, которые потрясли человечество лишь по прошествии нескольких лет. Но скульптура Боччони – не только предвестник войны. В громоздких и механических формах можно уловить зачатки киберлюдей.

– Эта фигура напоминает трансформера. Но уверяю вас, автор Умберто Боччони не проектировал роботов, – говорит Алексей Бойко.

Гранит искусства

Арт-медиация состоит из двух частей. После разбора  произведений итальянцев группа движется в зал с работами русских футуристов.

Русский менталитет

Обязательное условие арт-медиации: в составе группы должно быть не больше 15 человек. Иначе не у всех будет возможность высказаться. А вот временным прогнозам мероприятие не поддаётся, делится представитель Русского музея. Оно может завершиться за 10 минут, а может растянуться на 2 часа. Тут всё зависит от открытости публики.

– У нас в России, в Петербурге очень сложно "раскочегарить" людей, создать ситуацию, когда люди не боятся идти на разговор, – поясняет Алексей Бойко.

Однако в эмоциональной составляющей кроется главное преимущество перед экскурсиями. Зачастую "тирада" экскурсовода забывается сразу по выходе из музея. Благодаря интерактивной подаче информация запоминается куда лучше.

Пока арт-медиации запущены в тестовом режиме – важно понять, насколько интересен такой формат петербуржцам. Ближайшие сеансы намечены на октябрь.


1913 – в этом году футуристы массово создают картины и скульптуры, предсказывающие будущие войны 
Показать комментарии