Режиссёр Денис Чернов: "Смешарики" - это энциклопедия человеческих пороков

Главному мультсериалу страны - 15 лет: эксклюзив Metro

На студии "Петербург". Фото Святослав Акимов, "Metro"
На студии "Петербург". Фото Святослав Акимов, "Metro"
На студии "Петербург". Фото Святослав Акимов, "Metro"
На студии "Петербург". Фото Святослав Акимов, "Metro"
На студии "Петербург". Фото Святослав Акимов, "Metro"
На студии "Петербург". Фото Святослав Акимов, "Metro"
На студии "Петербург". Фото Святослав Акимов, "Metro"
На студии "Петербург". Фото Святослав Акимов, "Metro"
На студии "Петербург". Фото Святослав Акимов, "Metro"
На студии "Петербург". Фото Святослав Акимов, "Metro"
Денис Чернов. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Денис Чернов. Фото Святослав Акимов, "Metro"
На студии "Петербург". Фото Святослав Акимов, "Metro"
На студии "Петербург". Фото Святослав Акимов, "Metro"
На студии "Петербург". Фото Святослав Акимов, "Metro"
На студии "Петербург". Фото Святослав Акимов, "Metro"
Денис Чернов. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Денис Чернов. Фото Святослав Акимов, "Metro"
На студии "Петербург". Фото Святослав Акимов, "Metro"
На студии "Петербург". Фото Святослав Акимов, "Metro"

Сегодня, 1 июня, исполняется 15 лет главному российскому мультсериалу "Смешарики". За это время на Студии Компьютерной Анимации "Петербург" сняли 400 серий самого сериала и его спин-оффа "Смешарики. Пин-код", плюс к тому – сотни эпизодов образовательных "Азбук" и три полнометражных фильма. Последняя из них, "Смешарики. Дежавю", к этому моменту собрала четверть миллиарда рублей в прокате.

Денис Чернов, бессменный режиссёр "Смешариков" дал Metro большое интервью.

В кабинете у Чернова есть "Стена плача": пока идёт производство, она заполнены раскадровками. Когда закончили снимать "Дежавю", режиссёр повесил туда рисунки семилетнего сына.

- Денис, ваш сын смотрит "Смешариков"?

- Смотрит. И раньше для меня это было довольно тяжело. Почему? Ну представьте: на работе восемь часов вы "развлекаетесь" с Крошем и Нюшей, потом идёте в супермаркет и видите там те же "лица" на соках и шоколадках, а дома у тебя ещё и ребёнок требует их поставить. Но потом я адаптировался, сейчас уже даже в магазине не идентифицирую их  как собственное творчество.

- Герои изменились, повзрослели?

- Нет. Внутри Смешарики остались точно такими же, как и были. Они не изменились, но расширили свои горизонты. Сначала была крошечная деревня, потом появились пустыня и моря. Дальше мы оказались в джунглях, а теперь стали путешествовать во времени и пространстве. Но самым любимым героем так и остаётся Крош. Это показывают наши опросы.

- Почему у проекта такая долгая и счастливая, судя по сборам в кино, судьба сложилась?

- Если бы у нас не подобралась такая довольно суровая компания, "Смешарики" были бы совсем другими. Когда мне Салават Шайхинуров (арт-директор проекта) показал этих круглых героев, я, если честно, на них довольно косо посмотрел, это не из моей вселенной было… Ну представьте: я всегда слушал тяжелую музыку, иногда – очень тяжелую.          Наш сценарист Алексей Лебедев учился в Суворовском, потом в театральном, потом плюнул на всё и ушёл в программисты. И тут вот эти карамельные мультяшные ребята. Мы компенсировали эту "няшность", наделили их какими-то своими чертами характера и реакциями – и получилось то, что до сих пор людям интересно. Плоские герои превратились в сложных и объёмных. Энциклопедия человеческих пороко в получилась…

- Журнал "Афиша" много лет назад первым написал о феномене "Смешариков". Вам приятно, что критики видят эту "взрослую" основу в детском сериале?

- Ну мы никогда не работали с оглядкой на то, что подумают или поймут критики. А вот когда зрители в интернете рассказывают, какие философские смыслы разглядели в какой-то конкретной серии – это очень ценно и очень для нас приятно.

- Расскажите, пожалуйста, о съёмочном процессе. Это совсем не похоже на обычное кино?

- От обычного он вообще принципиально не отличается. Но, если, чтобы снять обычное кино, надо строить декорации и ходить по площадке, то у нас всё умещается, условно говоря, на нескольких компьютерах. Но вообще –  это два очень похожих процесса: в анимации есть отмоделенные локации, есть герои, есть "осветительные приборы" и "камера"… Есть раскадровка, эпизод, понимание сцены. Мы только разговаривать напрямую с "актёрами" не можем – общаемся через аниматоров. Всё то же самое: если не ярко отыграна эмоция – то это "Не верю!", если не такой ракурс, то "Камеру на другую сторону!".

- А дубли бывают?

– Технология очень дорогая, каждый кадр стоит приличных денег. Потому дублей как таковых в анимации нет, для этого делается подробная раскадровка.

- Свои новые проекты вы по такому принципу делаете? И герои похожие?

- Нет, это совсем не Смешарики. У этих героев есть голова, руки и ноги, они довольно человекоподобны. Это будет сериал и полнометражный фильм.

- И тоже 3
D?

- Да. Я несколько лет проработал аниматором и знаю все классические технологии, и кукол, и пластилин. Честно скажу, что больше мне нравится компьютерная анимация. Но к старой школе, к тёплой ламповой – ручной – анимации я отношусь очень уважительно. Сейчас появляется столько новых технологий, позволяющих создавать миры какой угодно сложности. За ними нужно следить и быстренько их осваивать. Вот в нашем последнем полнометражном фильме мы показали, как это делать: шерстинки у Кроша, кожица на носу – мы на международном уровне находимся, и этим вполне можем гордиться.

- Ну, это, конечно, не первые Смешарики двухмерные…

- Ещё бы. Когда создавались "Смешарики. Начало", в России не было ни одной анимационной полнометражной ленты формата Full 3D. Мы всему учились сами, а там столько нюансов… К примеру, если это самое 3D будет сделано неправильно, у зрителя начнёт болеть голова, и он захочет просто выбежать из зала. Мы "ставили" в кадр две "камеры" – для левого глаза и для правого. Процесс был длительный, дольше всего обсчёты занимали. Но мы сделали всё как нужно, ни к каким ухищрениям вроде конвертации 2D в 3D не прибегая.

- Вы вообще в кино ходите, смотрите зарубежные мультики?

- Да, хожу – чтобы понимать тенденции. DreamWorks, Pixar и Disney планку задирают очень высоко. И да, то, что они выпускают в последнее время – вдохновляет. Ты не приходишь домой и не злишься, а наоборот, понимаешь: и так можно сделать, нужно только напрячься немного. Что мы и стараемся делать всё это время. Причём силами более-менее тех же людей.

- Все пятнадцать лет "Смешариков" делают в Петербурге. Никогда не было желания перенести производство в столицу?

- В Москву? А нет необходимости. Сейчас на анимационном рынке России происходит довольно странная ситуация: отличные ленты делают не в Москве, где "Союзмультфильм", школа и традиция, а в городах, где нет такого бэкграунда – в Петербурге, к примеру, да, или в Воронеже. Потому нам у себя дома очень комфортно.

 

Показать комментарии