Режиссёр Киёси Куросава: Судьба фильма не зависит от создателя

Он дал интервью перед приездом на Культурный форум

Знаменитый японский режиссёр Киёси Куросава. Фото предоставлено организаторами, "Metro"
Знаменитый японский режиссёр Киёси Куросава. Фото предоставлено организаторами, "Metro"
Знаменитый японский режиссёр Киёси Куросава. Фото предоставлено организаторами, "Metro"
Знаменитый японский режиссёр Киёси Куросава. Фото предоставлено организаторами, "Metro"

На Культурном форуме, который пройдёт 15–17 ноября в Петербурге, выступит знаменитый японский режиссёр Киёси Куросава. В преддверии мероприятия лауреат Каннского кинофестиваля, известный зрителям по "Токийской сонате", дал интервью Metro

Свой новый фильм "На край света" Куросава неожиданно снимает в Узбекистане. При этом, по словам режиссёра, к теме, которая могла бы "связать" две страны – судьбы японских военнопленных, – картина отношения не имеет. В основе сюжета лежит история ведущей туристического реалити-шоу, приехавшей на съёмки в Узбекистан.
– 20 лет назад меня вдруг начали приглашать на разные зарубежные кинофестивали. Даже сейчас часто приходится ездить в неизвестные мне страны. В основу нового фильма легли волнение и радость, которые я испытываю в ходе таких поездок. Путешествуя за границу, всякий раз прихожу к выводу, что "все люди одинаковые, где бы они ни жили". Однако на пути к такому выводу всегда стоит множество душевных переживаний. Я заставил главного героя нового фильма пережить такой же опыт.

Вы говорите, что фильм непохож на другие ваши картины...
Действие передаётся исключительно с точки зрения главной героини; картина не является жанровой; действие японского фильма разворачивает за рубежом – с точки зрения этих моментов фильм для меня был новым.

Вы снимаете универсальное фестивальное кино? Или скорее ориентированы на японскую публику?  
Я всегда старался снимать фильмы для мировой аудитории. Новая картина не является исключением. Однако, конечно же, если у меня спросят, что есть "мировая аудитория", мне будет сложно ответить. Судьба фильмов такова, что вне зависимости от воли их создателя картины могут увидеть зрители в таких уголках мира, о которых автор и не подозревал. Вероятно, это продолжится и после моей смерти. Поэтому я стараюсь снимать фильмы с готовностью, что их сможет увидеть кто угодно и когда угодно.  

Некоторые современные режиссёры вроде Такеши Китано больше известны и признаны в Европе, чем в Японии. Почему?
Это сложный вопрос. С точки зрения создателей фильмов отсутствие или наличие признания – это нечто, что очень сложно воспринимать объективно. Однако, если говорить о японском кинематографе, тут, вероятно, сказывается его история. Иными словами, японский кинематограф за свою историю, к великому счастью, породил большое число великих режиссёров мирового уровня. Это, например, Ясудзиро Одзу, Кэндзи Мидзогути, Микио Нарусэ, Акира Куросава и другие. Поэтому в Европе, где сформировалось академическое восприятие кино, журналисты всё время живут в ожидании появления нового японского кино. Мне кажется, что именно благодаря существованию у японского кино подобного ослепительного бэкграунда даже мои скромные работы привлекли к себе внимание.

Довольны ли вы уровнем развития японского кино в настоящее время?   
В среде авторского кино появляется множество молодых режиссёров, намного более талантливых, чем я. Однако нельзя сказать, что они успешно продолжают свой путь в так называемом коммерческом кино. Откровенно говоря, современному японскому коммерческому кино не нужны таланты. В этом заключается огромная проблема. Но такая ситуация сложилась уже очень давно. Естественно, что коммерческое кино нуждается в продаваемости, а не в таланте. Ведь именно из подобной коммерции когда-то родились и Одзу, и Мидзогути, и другие. Вероятность повтора такого расклада невелика, но и не равна нулю.   

Есть ли у вас связи с Россией?   
Несколько лет назад я снимал небольшой фильм во Владивостоке. Конечно же, японский фильм. Это был чудесный опыт. Выбор места был обусловлен тем, что это одна из наиболее близких к Японии зарубежных стран. Я верю, что Россия и Япония могут сотрудничать в самых разных сферах. Мне очень жаль, что в Японии практически нет возможности увидеть новое российское кино.  

О чём планируете рассказывать на Культурном форуме?   
Я ещё не решил, но, вероятно, разговор будет о том, что я сам чувствую в процессе создания своих фильмов. Скорее всего, также будет затронута проблема распространения цифровых технологий в современности.

Благодарим за помощь в организации интервью Отдел японской культуры Japan Foundation в ВГБИЛ и лично Ёко Саканоуэ.

Киёси Куросава
•    Родился: Кобе, Япония. 63 года.
•    Японский кинорежиссёр и сценарист, писатель, педагог.
•    Дебютировал в 1983 году с комедией "Войны Кандагава". Работал в жанре ужасов и детектива. Автор картин "Исцеление", "Харизма", "Лабиринт".
Показать комментарии