Рисовали под бомбёжками: в Военно-медицинском музее откроется выставка в честь его восьмидесятилетия

Он был создан в Москве 12 ноября 1942 года, а в 1944 переведен в Ленинград. Первые экспонаты привозили фронтовые бригады, которые состояли из патологоанатомов, художников и фотографов

Художник Н. Яковлев рисует полковой медпункт. Фотограф Е. Микулина, 1944 год | предоставлено музеем. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Художник Н. Яковлев рисует полковой медпункт. Фотограф Е. Микулина, 1944 год | предоставлено музеем. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Макеты из дерева и клеёнки. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Макеты из дерева и клеёнки. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Вьючный набор для оказания специальной медицинской помощи. Был введён в Красной армии в 1940 году и предназначался для горно-стрелковых, кавалерийских и других горных частей. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Вьючный набор для оказания специальной медицинской помощи. Был введён в Красной армии в 1940 году и предназначался для горно-стрелковых, кавалерийских и других горных частей. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Маргарита Стрельчинина держит рентгеновский снимок черепа одного из погибших бойцов, который получил огнестрельное ранение лобной кости. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Маргарита Стрельчинина держит рентгеновский снимок черепа одного из погибших бойцов, который получил огнестрельное ранение лобной кости. Фото Алена Бобрович, "Metro"
«Госпиталь в палатках». Бахчисарай, 1944 год. Художник И. Струнников | предоставлено музеем. Фото Алена Бобрович, "Metro"
«Госпиталь в палатках». Бахчисарай, 1944 год. Художник И. Струнников | предоставлено музеем. Фото Алена Бобрович, "Metro"
"Зимние морозы, весенняя и осенняя распутица, обстрел и бомбёжки, опасности окружения сопровождали нас всюду. Отношение к нам в частях было самое наилучшее. Некоторые работы, выполненные прямо под дождём, в снегопад или  под начавшимся обстрелом,  внезапным передвижением войск, требуют доработки", – писал с фронта художник Николай Котов руководству Военно-медицинского музея.

Николай Котов, а также многие его коллеги из Ленинградского и Московского союзов художников входили во фронтовые бригады, которые во время войны собирали материал для нового музея. 

В фондах музея сохранились сотни рисунков, снимков и отснятой фотоплёнки с начала 1943-го по 1945 год. Сотрудникам бригад перед командировкой на фронт выдавали памятку, в которой было написано: "Желательно иметь работы на темы: "На прифронтовой дороге", "Раздача питания", "В прифронтовом госпитале".

Маргарита Стрельчинина держит рентгеновский снимок черепа одного из погибших бойцов, который получил огнестрельное ранение лобной кости.

Маргарита Стрельчинина держит рентгеновский снимок черепа одного из погибших бойцов, который получил огнестрельное ранение лобной кости.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

Препараты

Пока художники делали зарисовки госпитальной жизни, а фотографы снимали, патологоанатомы искали препараты для нового музея: фрагменты костей или органов с ранениями.

– Собирали самые популярные, чтобы врачи смогли обобщить этот труд, – рассказывает начальник научно-исследовательского отдела (выставочной работы) музея Маргарита Стрельчинина. – У специалистов была с собой походная лаборатория, в день медики изготавливали порядка 400 препаратов. Кости с пулевыми ранениями обрабатывали в специальном растворе, делали описания. На каждый препарат открывался паспорт, куда записывались имя солдата, характер ранения, как пытались спасти и от чего в итоге умер человек. В результате собрали колоссальное количество материала. Позже научные сотрудники музея обработали его и издали 35-томный труд.

На выставке представлено несколько таких препаратов. Это "Дырчатый дефект шейки тазобедренной кости после сквозного пулевого ранения", "Огнестрельное ранение лобной кости" и другие.

Собранный материал отправляли в ленинградский музей. И здесь на основе полученного делались муляжи, тщательно прорисовывались прострелянные органы и фрагменты костей.

Макеты из дерева и клеёнки

Макеты из дерева и клеёнки.

Макеты из дерева и клеёнки.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

На выставке представлены макеты полевых госпиталей для раненых фронтовиков. Многие работы были выполнены ещё в годы войны.

– Пришлось их очищать от пыли, накопившейся за десятки лет, – говорит Маргарита Стрельчинина. – Макеты в основном сделаны из дерева, плотного картона и клеёнки. Хорошо сохранились.

Одна из работ, "Препарат для лечения паром ран мягких тканей", рассказывает о новациях, внедрённых в военно-полевых госпиталях.

– В полевых условиях бойцы проходили не только лечение, но и реабилитацию, – продолжает Маргарита. – Разрабатывали мелкую моторику после ранений рук: вязали и плели из соломы. Их работы также представлены на выставке.
Показать комментарии