Русский музей запустил арт-медиации: Metro оценило ноу-хау

Петербуржцам предлагают познакомиться с творчеством футуристов в новом формате – через ощущения. Корреспондент Metro побывал на ознакомительном туре в Михайловском дворце

На арт-медиации гостей знакомят с творчеством русских и итальянских футуристов. Фото Святослав Акимов, "Metro"
На арт-медиации гостей знакомят с творчеством русских и итальянских футуристов. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Скульптура Боччони - предвестник военных событий 20 века. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Скульптура Боччони - предвестник военных событий 20 века. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Формы "железного человека" напоминают трансформера. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Формы "железного человека" напоминают трансформера. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Формы "железного человека" напоминают трансформера. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Формы "железного человека" напоминают трансформера. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Формы "железного человека" напоминают трансформера. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Формы "железного человека" напоминают трансформера. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Участники арт-медиации обсуждают картину Луиджи Руссоло "Плотность тумана". Фото Святослав Акимов, "Metro"
Участники арт-медиации обсуждают картину Луиджи Руссоло "Плотность тумана". Фото Святослав Акимов, "Metro"
Знакомство с произведениями искусства идет через ощущения. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Знакомство с произведениями искусства идет через ощущения. Фото Святослав Акимов, "Metro"
На первой арт-медиации в Михайловском дворце посетители расшифровывали работы футуристов. Фото Святослав Акимов, "Metro"
На первой арт-медиации в Михайловском дворце посетители расшифровывали работы футуристов. Фото Святослав Акимов, "Metro"

Через созерцание картин и скульптур посетителей выводят на разговор о сокровенном.

Сеанс арт-медиации начинается с экспозиции итальянских футуристов. Посетителей подводят к мировому шедевру – бронзовой скульптуре Умберто Боччони "Уникальные формы непрерывности в пространстве". Однако ведущий начинает не со скандирования исторической справки, а с вопросов к посетителям: "Что вам напоминает эта работа?", "На что похожа эта фигура?", "Что замечаете в ней странного?". Публика неохотно, но идёт на диалог.

– Это человек, и он будто в огне, – предполагает один участник.
– У нас в Питере дождливо и ветрено. Очень похоже, что на него дует ветер, – высказывается другой.
– Возникают ассоциации с войной, – говорит третий.

Выслушав все варианты, ведущий дополняет рассказ фактами.

– Всё, что вы чувствуете, неспроста. Это предвоенная работа, – говорит куратор программы и медиатор Алексей Бойко. – 1913 год в Европе – год всеобщего счастья, удовольствия жизни. Но художники в России и Италии создают такие "пламенеющие" работы, военно-предвосхищающие события будущего.

Скульптура Боччони - предвестник военных событий 20 века.

Скульптура Боччони - предвестник военных событий 20 века.

Святослав Акимов, "Metro"

Фото:

Футуристы про киберлюдей

Информацию гид выдает маленькими порциями. Отчего становится ещё интереснее. Ведущий непрерывно задает наводящие вопросы, подводя посетителей к главному смыслу работ. Футуризм считается пророческим направлением в искусстве. В творениях художников начала XX века считываются события, которые потрясли человечество лишь по прошествии нескольких лет. Но бронзовая скульптура Боччони – не только предвестник войны. В громоздких и механических формах можно уловить зачатки киберлюдей.

– Эта фигура действительно напоминает трансформера, – говорит Алексей Бойко. – Но уверяю вас, автор Умберто Боччони не проектировал роботов. Итальянский футурист к этому не имеет отношения.

Формы "железного человека" напоминают трансформера.

Формы "железного человека" напоминают трансформера.

Святослав Акимов, "Metro"

Фото:

Гранит искусства постигают чувствами

Арт-медиация состоит из двух частей. После разбора ещё двух работ итальянцев – "Портрет Филиппо-Томмазо Маринетти" и "Плотность тумана" – группа движется в зал с произведениями русских футуристов. Знакомство с творчеством художников идёт исключительно через ощущения. И возникающие чувства не подводят гостей, обнажая символы, заложенные авторами в картины.

- В нижнем правом углу мы видим что-то похожее на самолёты. В то время был как раз рассвет авиации, – поясняет Бойко. – А по центру – всадник прогресса.

Русский менталитет

Обязательное условие арт-медиации – в составе группы должно быть не больше 15 человек. Иначе не у всех будет возможность высказаться. А вот временным прогнозам мероприятие не поддаётся, делится представитель Русского музея. Оно может завершиться за 10 минут, а может растянуться на 2 часа. Тут всё зависит от открытости публики, её готовности идти на диалог.

– Есть особенность нашей страны по сравнению с опытом европейских и американских музеев. У нас очень сложно "раскочегарить" людей, создать ситуацию, когда люди не боятся идти на разговор. Доверительность публики является очень сложным стартовым условием арт-медиации, – поясняет Алексей Бойко.

На первой арт-медиации в Михайловском дворце посетители расшифровывали работы футуристов.

На первой арт-медиации в Михайловском дворце посетители расшифровывали работы футуристов.

Святослав Акимов, "Metro"

Фото:

Яркие впечатления

Однако в эмоциональной составляющей кроется главное преимущество перед традиционными экскурсиями. Зачастую "тирада" экскурсовода забывается сразу по выходе из музея. Благодаря интерактивной форме информация проживается и запоминается гораздо лучше.

– Экскурсия построена таким образом, что экскурсовод рассказывает об истории создания произведений, концепции, и зачастую эта информация у вас не оседает, вы её теряете. Наша задача в рамках арт-медиации – чтобы был диалог, чтобы это был разговор на равных. Очень важно, чтобы эмоциональная составляющая превалировала. Вспомнить, увидеть, почувствовать, – объясняет заместитель генерального директора Русского музея по развитию, просветительской и образовательной деятельности Анна Цветкова.

Пока арт-медиации запущены в тестовом режиме – важно понять, насколько интересен такой формат петербуржцам. К слову, на первое мероприятие все билеты уже раскуплены.

 

Показать комментарии