Скрипичные мастера поделились секретами создания инструментов

На выставке в Петербурге представлены скрипки, смычки, альты, виолончели, контрабас

Всего на выставке представлено 68 инструментов. Фото "Metro"
Всего на выставке представлено 68 инструментов. Фото "Metro"
В руках у Андрея Ковацкого скрипка, сделанная из дерева, которое мастер в 1985 году сам вырубил на Тянь-Шане.. Фото "Metro"
В руках у Андрея Ковацкого скрипка, сделанная из дерева, которое мастер в 1985 году сам вырубил на Тянь-Шане.. Фото "Metro"
Всего на выставке представлено 68 инструментов. Фото "Metro"
Всего на выставке представлено 68 инструментов. Фото "Metro"
Всего на выставке представлено 68 инструментов. Фото "Metro"
Всего на выставке представлено 68 инструментов. Фото "Metro"
Всего на выставке представлено 68 инструментов. Фото "Metro"
Всего на выставке представлено 68 инструментов. Фото "Metro"
Всего на выставке представлено 68 инструментов. Фото "Metro"
Всего на выставке представлено 68 инструментов. Фото "Metro"
Всего на выставке представлено 68 инструментов. Фото "Metro"
Всего на выставке представлено 68 инструментов. Фото "Metro"
Всего на выставке представлено 68 инструментов. Фото "Metro"
Всего на выставке представлено 68 инструментов. Фото "Metro"
Всего на выставке представлено 68 инструментов. Фото "Metro"
Всего на выставке представлено 68 инструментов. Фото "Metro"
Всего на выставке представлено 68 инструментов. Фото "Metro"
Всего на выставке представлено 68 инструментов. Фото "Metro"

В Шереметевском дворце Петербурга открылась всероссийская выставка скрипичных мастеров. Metro узнало секреты создания инструментов

На первой со времен Советского Союза скрипичной выставке в Петербурге представлены скрипки, смычки, альты, виолончели, контрабас и даже старинный русский струнный инструмент гудок. Особенность экспозиции в том, что все экспонаты можно трогать, – ведь красота инструмента не только в экстерьере, но и в звучании.

Выбор материалов
Москвич Кирилл Лаврентьев делает скрипки более 30 лет. По словам мастера, самое важное – правильно выбрать древесину.
– Передняя часть корпуса делается из ели, годовые кольца которой одинакового размера,  расстояние между ними не более 4 мм, – рассказал Metro мастер. – Задняя часть создаётся из клёна, реже – из берёзы, а раньше в ходу были яблони и груши. Накладку на ручке, под струнами, создают из устойчивого к деформации чёрного дерева.

Для Кирилла Лаврентьева самое трудное – создание симметричного завитка. И хотя он расположен на ручке, несёт не только декоративную функцию: некоторые музыканты считают, что эта деталь влияет на звучание. Большую роль в этом играет и выбор струн: жильные дают нежный звук, металлические – резкость, синтетические довольно нейтральны.
 
Музыка для всех возрастов
Андрей Ковацкий из Краснодара делает детские инструменты: скрипки, альты, виолончели. Основное отличие от взрослого – это размер. Так, мастер делает скрипки с корпусом длиной от 20 см, в то время как полноразмерная – 35 см. Работа над мини-инструментом более кропотливая, что, впрочем, не отражается на цене: детская стоит около 50 тыс. руб., а обычная – от 100 тыс.

– Сложнее всего делать "эфы" – два симметричных выреза на скрипке, – считает Ковацкий. – От их расположения и размера напрямую зависит звук. Я предпочитаю вырезать их вручную ножичком. Вообще создание скрипки – процесс кропотливый, за прошлый год я сделал всего три штуки.

Уникальный мастер
На выставке можно увидеть инструмент единственного в России мастера, создающего контрабасы. Петербуржец Глеб Дроздов также делает скрипки, альты и виолончели. Сейчас на его инструментах играют музыканты из США, Германии, Сирии, Турции, Азербайджана.

– Я долго шёл к созданию первого контрабаса, не мог на это решиться, – отмечает мастер. – Тем более в России нет ни школ, ни пособий – пришлось ехать учиться в Америку, потом оттачивать навык в Германии. Мои знания пригодились и на родине: я работаю реставратором в Мариинском театре.

Показать комментарии