Уроки памяти в стиле лофт: смотрим “Риф” в “Таком театре”

В “Таком театре” (пространство “Скороход”) состоялась премьера спектакля по популярному роману Алексея Поляринова “Риф” (18+). Корреспондент Metro посмотрел премьеру и делится впечатлениями.

Кадр из спектакля. Фото Иван Черных, Предоставлено организаторами
Кадр из спектакля. Фото Иван Черных, Предоставлено организаторами
Кадр из спектакля. Фото Иван Черных, Предоставлено организаторами
Кадр из спектакля. Фото Иван Черных, Предоставлено организаторами
Кадр из спектакля. Фото Иван Черных, Предоставлено организаторами
Кадр из спектакля. Фото Иван Черных, Предоставлено организаторами

О чём роман/спектакль: Кира живет в закрытом северном городе Сулиме, где местные промышляют браконьерством. Ли в университетском кампусе в США занимается исследованием на стыке современного искусства и антропологии. Таня в современной Москве снимает документальное кино. Незаметно для них самих зло проникает в их жизнь и грозит уничтожить. А может быть, оно всегда там было? Но почему, за счёт чего, как это произошло? “Риф” – это роман о вечной войне поколений, авторское исследование религиозных культов, где древние ритуалы смешиваются с современностью, а за остроактуальными сюжетами скрываются мифологические и мистические измерения.  

Режиссёр: Борис Павлович
Актёры: Юлия Гришаева, Юлия Захаркина, Анна-Магда Обершт, Кристина Токарева, Александр Худяков, Георгий Саварский, Алексей Матвейчук
Продолжительность: 3 часа 
 
Роман Алексея Поляринова (2020) стал финалистом престижных премий “Большая книга” и “НОС”. Но самое главное – разошёлся в народ. И если о тиражах мы не имеем никакого представления (да это и неважно!), то название у читающей публики на слуху. Достаточно сказать, что на популярной книжной площадке Livelib опубликовано 365 пользовательских рецензий. Простое сравнение: на Transhumanism inc. (примерно того же времени – 2021) у традиционно самого модного литератора всея Руси Виктора Пелевина – “всего” 124. Но дело даже не в количестве. Это не обзоры на бургерную в стиле “понравилось халапеньо и соус”, а живой (и в большинстве случаев очень эмоциональный) отклик. Поскольку живое тянется к живому. 

Но вот какой казус: “Риф” всегда казался отличным выбором скорее для авторского кино. В нём соединяются красота северной природы и уныние заполярного города с историческими, социальными, детективными и мифологическими мотивами. Плюс по структуре здесь масса длинных сцен, минимум экшена, всё завязано на беседах, перформансах и эмоциях. А вот как это воплотить на театральной сцене, чтобы не было зевоты и скучных движений вокруг стола и памятника из папье-маше на центральной площади? Борис Павлович точно знает как. 

Кадр из спектакля.

Кадр из спектакля.

Иван Черных., Предоставлено организаторами

Фото:

Зрительский цех

Дома и стены помогают – это как раз про площадку “Скороход”. Сцена располагается прямо в бывшем цеху между колоннами, а зрители от неё не отделены, что способствует погружению. Много воздуха, строгая атмосфера, своеобразная акустика – в общем, аскетично. Более того, труппа использует минимум вещей и элементов антуража: несколько стульев, школьную доску, две ударные установки и бас-гитару, которые не просто “повешены на стену”, но и “стреляют”. При этом неоднократно. А для того, чтобы ещё больше вовлечь пришедших в процесс, актёры несколько раз за вечер затевают мини-игру с залом: устроят то социологический опрос, то социальный эксперимент.  

При этом ни разу не возникает сомнений, что мы лихо перемещаемся из типичного провинциального Сулима в американскую глубинку, из города, который предпочитает забыть о ранах прошлого, и секты в модный кампус. А некоторые режиссёрские находки прямо удивляют. Например, экскурсию по Сулиму для нас проводят прямо на доске мелом, и ты практически чувствуешь себя как дома: видел, бывал. Нагляднее не придумаешь. 

Смыслы романа Алексея Поляринова в спектакле переданы довольно точно, но при этом ощущения сумбурности не возникает. А ведь их в тексте их сразу целая россыпь, они проникают друг в друга, соединяются, распадаются и снова соединяются. Здесь будет практически всё, за что автора хвалили и за что ругали (особенно за вольное обращение с охотничьими традициями Севера).  

Кадр из спектакля.

Кадр из спектакля.

Иван Черных., Предоставлено организаторами

Фото:

Актёры убедительны, балансируют на грани реалистичности и здоровой экспрессии, но Александр Худяков (главный антигерой, университетский профессор, а потом и лидер секты, перекраивающей людей) выделяется особенно – и своей многогранностью, и мгновенными перевоплощениями: за пять секунд с накладной бородой он, словно на мастер-классе для юных актёров, перерождается из авторитарного вождя в старого деда. Станиславский, кидай деньги на сцену! 

Дебет с кредитом

По итогу у “Такого театра” родился многослойный, глубокий, но при этом не сверхсерьёзный и мрачнющий, как могло бы быть, а живой, игровой и интерактивный спектакль о важности памяти и человеческого достоинства, который прекрасно использует особенности площадки “Скороход”. Долгие овации зрителей, в основном молодых, в финале – подтверждение тому, что об этом самое время говорить. 
 

Показать комментарии