Ученица Вагановой поставила новый балет о рыбаке и рыбке

Мировые звёзды выйдут на сцену вместе с юными артистами

«Агриппина Яковлевна говорила мне: «Не тяни шею вперёд!» и называла гусем. А я просто машинально так делала». Фото Станислав Левшин, "Metro"
«Агриппина Яковлевна говорила мне: «Не тяни шею вперёд!» и называла гусем. А я просто машинально так делала». Фото Станислав Левшин, "Metro"
Сцены из спектакля «Сказка о рыбаке и рыбке». Фото Станислав Левшин, "Metro"
Сцены из спектакля «Сказка о рыбаке и рыбке». Фото Станислав Левшин, "Metro"
Сцены из спектакля «Сказка о рыбаке и рыбке». Фото Станислав Левшин, "Metro"
Сцены из спектакля «Сказка о рыбаке и рыбке». Фото Станислав Левшин, "Metro"
в партии индийского гостя выступит звезда мирового балета Фарух Рузиматов. Фото Станислав Левшин, "Metro"
в партии индийского гостя выступит звезда мирового балета Фарух Рузиматов. Фото Станислав Левшин, "Metro"

23 и 24 марта в БКЗ "Октябрьский" в Петербурге состоятся премьерные показы балета "Сказка о рыбаке и рыбке" по произведению Александра Пушкина. В постановке участвуют мировые звёзды – Фарух Рузиматов, Игорь Колб, Иван Васильев, Ирина Перрен, Марат Шемиунов и многие другие.  

Хореограф спектакля – Ирина Сафонова, одна из последних учениц основоположника теории русского балета Агриппины Вагановой. О своём педагоге и учениках 93-летняя хореограф рассказала Metro.

Каждый ученик должен знать о своих недостатках
– С раннего детства папа водил меня в Кировский театр, а дома я всё время танцевала. Во втором классе родители отвели меня в Дом художественного воспитания, где преподавала известная балерина Евгения Эдуардовна Бибер. Она порекомендовала отдать меня в хореографическое училище. Так в девять лет у меня началась новая жизнь. Через год я выходила на сцену Кировского театра оперы и балета (ныне Мариинский. – Ред.), участвовала в спектакле "Щелкунчик", танцевала солдатика. У нас были костюмы, оставшиеся с царских времён – тяжёлые суконные мундиры.

В 1941-м, когда началась война, я уже была в пятом классе. Меня отправили к родственникам за Урал. В 1944-м директор училища решила собрать учеников и педагогов – мне прислали вызов. Два года до конца войны я с одноклассниками и педагогами жила в Пермском крае.

Нас разместили на обкомовских дачах, мы получали рабочие карточки и ещё бесплатный обед. Голода не ощущали, государство о нас заботилось. Продолжали заниматься.
Когда вернулись в Ленинград, Ваганова работала со старшеклассниками. Из двух классов отобрала тех, кто ей нравился. Я попала к Агриппине Яковлевне.

Она была строгой и принципиальной. Самый главный её девиз: "Ты должна знать все свои недостатки и бороться с ними". Все, у кого была короткая шея или маленький подъём, работали над этими недостатками. Мне Ваганова всегда говорила: "Не тяни шею вперёд!" и называла меня гусем. А я просто машинально так делала. Но боролась и пыталась поставить свою шею на место.

Обычно мы с одноклассницами собирались в классе и ждали нашего строгого педагога у открытого окна. Она приходила, спрашивала, начали ли мы заниматься. Потом возмущалась: "Без меня вы ничего не можете!" На следующем уроке, не дожидаясь её, начинали делать упражнения. Она приходила, интересовалась, чем мы были заняты в её отсутствие, и снова возмущалась: "Конечно, зачем вам педагог?" Ей было не угодить.

Когда звёзды были маленькими
– После окончания училища я 25 лет работала в Кировском театре оперы и балета, танцевала в кордебалете. Вышла замуж за солиста Василия Иванова, родила сына. Позже Василий стал преподавать в училище, а я помогала ставить ему отчётные номера.

В спектакле "Сказка о рыбаке и рыбке", премьеру которого мы так ждём, танцует Фарух Рузиматов. А я его помню мальчиком. Он учился у моего мужа, приехал из столицы Киргизии города Фрунзе (Бишкек. – Ред.) 10-летним мальчиком вместе с ребятами по национальному набору. Он долго был самым маленьким в классе – ниже всех мальчиков и почти всех девочек. Но талантливый и харизматичный.

В одном из номеров, который мы ставили, участвовала ученица Нинели Кургапкиной Рита Куллик, очень талантливая девочка. С этим номером Риточка выступала на сцене Кировского театра. Её увидела легендарная Наталья Дудинская и пригласила в свой класс. Позже Риточка стала звездой Мариинского театра. Вот так мы иногда влияли на судьбы наших учеников.

В начале 90-х я пришла в ДК имени Горького, когда-то здесь ставил свой спектакль "Аистёнок" мой одноклассник и знаменитый хореограф Большого театра Юра Григорович. И "Сказка о рыбаке и рыбке" стала первым моим самостоятельным балетом в этих стенах.

К юбилею Пушкина
Впервые балет "Сказка о рыбаке и рыбке" Ирина Сафонова поставила в 1984 году к 185-летию со дня рождения А.С. Пушкина. В этом году обновлённый балет приурочен к 220-летнему юбилею поэта.
Музыка для спектакля написана специально для оркестра русских народных инструментов композитором Владимиром Бояшовым, учеником Дмитрия Шостаковича.
Костюмы изготовлены творческим коллективом Театральных мастерских "Возрождение", среди заказчиков которого – Мариинский, Михайловский, Большой театры. Специально для спектакля созданы мультимедийные декорации.
В спектакле заняты артисты Санкт-Петербургского Театра детского балета. Многие дети после учёбы в студии при театре поступают в Академию русского балета им. А.Я. Вагановой. Среди них – балерина Диана Вишнёва.
Партию Золотой рыбки исполнит солистка Санкт-Петербургского театра детского балета Олеся Гапиенко. Партию Старика исполнит премьер Мариинского театра Игорь Колб, в партии индийского гостя выступит звезда мирового балета Фарух Рузиматов, а в партии мощного Океана – звёздный премьер Михайловского театра Иван Васильев.
Показать комментарии