Картинный критик: в Эрмитаже открылась выставка "Салоны Дидро"

Французский философ и писатель Дени Дидро стал главным героем новой экспозиции в Николаевском зале. Корреспондент Metro изучил экспонаты.

В Эрмитаже открылась новая выставка. Фото Игорь Акимов, "Metro"
В Эрмитаже открылась новая выставка. Фото Игорь Акимов, "Metro"
В двух залах собрано 250 экспонатов, в том числе, рукописей тексты Дени Дидро. Фото Игорь Акимов, "Metro"
В двух залах собрано 250 экспонатов, в том числе, рукописей тексты Дени Дидро. Фото Игорь Акимов, "Metro"
Салонами в XVIII веке называли выставки, которые проходили в Квадратном зале Лувра. Фото Игорь Акимов, "Metro"
Салонами в XVIII веке называли выставки, которые проходили в Квадратном зале Лувра. Фото Игорь Акимов, "Metro"
Особую любовь публики заслужил бытовой жанр. Фото Игорь Акимов, "Metro"
Особую любовь публики заслужил бытовой жанр. Фото Игорь Акимов, "Metro"
Особую любовь публики заслужил бытовой жанр. Фото Игорь Акимов, "Metro"
Особую любовь публики заслужил бытовой жанр. Фото Игорь Акимов, "Metro"
Особую любовь публики заслужил бытовой жанр. Фото Игорь Акимов, "Metro"
Особую любовь публики заслужил бытовой жанр. Фото Игорь Акимов, "Metro"

Если бы сработала машина времени и Дени Дидро переместился в 2023 год на выставку в Эрмитаж, ему бы не понравилось, смеется куратор Анна Виленская. Знаменитый француз был очень строгим критиком.

“Он бы все раскритиковал! – говорит эксперт. – Дидро был человеком очень широких взглядов, его много чего интересовало: картины, наука, живопись, скульптура, литература, театр. Всему этому он посвящал свои статьи. Дидро, кстати, в себе сомневался. Он даже писал, что, попадая на выставку, желательно брать с собой человека знающего – например, художника, который все сможет объяснить и рассказать".

В двух залах собрано 250 экспонатов, в том числе, рукописей тексты Дени Дидро.

В двух залах собрано 250 экспонатов, в том числе, рукописей тексты Дени Дидро.

Игорь Акимов, "Metro"

Фото:

Почерк Дидро 

“Салоны Дидро” – так называется новая экспозиция в Николаевском зале Эрмитажа. Через рукописные тексты французского автора посетителям раскрывается особая эпоха в искусстве XVIII века. Тогда стали набирать популярность салоны – выставки французской  Королевской академии живописи и скульптуры в Лувре. Они проводились, как правило, раз в год, зато обсуждались все последующие 11 месяцев. 

“Выставки открывались 25 августа, в именины Людовика XIV, и продолжались примерно месяц, – рассказывает куратор. – Мы рассматриваем эту экспозицию в контексте художественной критики того времени. Философ и публицист Дени Дидро – один из наиболее образованных людей XVIII века. Он писал критические статьи и публиковал их в популярном рукописном журнале “Литературная корреспонденция”.

Салонами в XVIII веке называли выставки, которые проходили в Квадратном зале Лувра.

Салонами в XVIII веке называли выставки, которые проходили в Квадратном зале Лувра.

Игорь Акимов, "Metro"

Фото:

Быт на картинах 

На салоны в Лувре пускали бесплатно. Особый подход был к выкладке картин. В верхнем ряду размещали исторические полотна, в среднем – портреты, а в нижнем – бытовые. Последние заслужили особую любовь публики. 

“Бытовой жанр овладел сердцами тех, кто приходил. Там была жизнь, с которой соприкасались простые люди. И это совершенно очаровало публику! У картин Жана-Батиста Греза, который стал выставляться на салонах, собирались толпы!” – говорит Анна Виленская.

Особую любовь публики заслужил бытовой жанр.

Особую любовь публики заслужил бытовой жанр.

Игорь Акимов, "Metro"

Фото:

Портрет посетителя

Всего на стендах представлено более 250 экспонатов. Помимо писем Дидро здесь есть живопись, графика, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства. Проникнуться атмосферой прошлого можно, взглянув на гравюры. 

“Очень интересны две работы Пьера Антонио Мартини. Они показывают выставки, которые проходили в Квадратном салоне Лувра в 1785–1787 годах. Мы можем рассмотреть публику, которая приходила. Это такой взгляд современника на ситуацию тогда!” – продолжает сотрудница Эрмитажа.

Особую любовь публики заслужил бытовой жанр.

Особую любовь публики заслужил бытовой жанр.

Игорь Акимов, "Metro"

Фото:

Картина Француа Буше “Рождество”, представленная в Николаевском зале, в салоне не участвовала, но была высоко оценена Дени Дидро. 

“В Лувре была другая ее вариация, а это авторский вариант. Про эту картину Дидро написал, что она была лучше той, что участвовала в салоне”, – добавляет Анна Виленская.

Особую любовь публики заслужил бытовой жанр.

Особую любовь публики заслужил бытовой жанр.

Игорь Акимов, "Metro"

Фото:

Познакомиться с письмами критика и живописными полотнами можно до марта 2024 года. 

Показать комментарии