"В искусстве национальности нет": Анна Горячёва об опере и мечтах

28 мая 2021 года в Петербурге пройдет "Классика на Дворцовой"

Анна Горячёва. Фото предоставлено героем публикации
Анна Горячёва. Фото предоставлено героем публикации
Анна Горячёва. Фото предоставлено героем публикации
Анна Горячёва. Фото предоставлено героем публикации
Анна Горячёва. Фото предоставлено героем публикации
Анна Горячёва. Фото предоставлено героем публикации
Анна Горячёва. Фото предоставлено героем публикации
Анна Горячёва. Фото предоставлено героем публикации

В рамках концерта "Классика на Дворцовой" выступят звёзды мировой оперной сцены.

Перед концертом журналист Metro пообщался с Анной Горячёвой, одной из самых востребованных меццо-сопрано европейской оперной сцены.

- Вы помните, когда поняли, что посвятите свою жизнь пению?
- Особо не помню, потому что, как говорит моя мама, пела я с рождения. Музыка нравилась всегда. Я ею занималась, играла на фортепиано, пела в хоре в музыкальной школе.

- Знаю, что вы мечтали стать балериной…
- Да, я очень люблю балет, занималась с солисткой Мариинского театра Мариной Абдуллаевой. Но суждено мне было стать певицей.

- Не жалеете, что не стали балериной?
- Не факт, что у меня получилось бы. Нет, ни о чём не жалею.

- До какого возраста вы планируете петь? И есть ли вообще "срок годности" у оперных певиц?
- Срока годности как такового не существует, потому что всё зависит от техники, от природы, физических данных. И нужно в определённый период времени делать правильный выбор в плане репертуара. То есть не начинать петь ту или иную партию слишком рано. Вот, например, Пласидо Доминго, а ему уже 80 лет, прекрасно поёт и звучит – голос молодой. В современном мире, конечно, нужен комплексный подход. Постановки требуют и внешности, и стройности, и активности. Но в первую очередь важно состояние голоса, его свежесть. Планирую петь столько, сколько Бог даст, я ведь даже не знаю, что может завтра случиться.

Анна Горячёва.

Анна Горячёва.

предоставлено героем публикации

Фото:

- Мы привыкли видеть крупных/пышных оперных певиц. Я всегда считала, что это необходимо для силы голоса. Это миф?
- Это абсолютный миф. Сила голоса не зависит от размеров тела. Это зависит скорее от его строения и от многих других факторов. Конечно, опять же, очень важна вокальная техника, с помощью которой с годами даже небольшой голос можно развить до сильного драматического. Сейчас, кстати, очень много стройных певцов, специализирующихся в том числе  на новаторских оперных постановках, где нужно бегать, прыгать, сальто крутить, танцевать, по каким-то безумным лестницам подниматься или выходить на сцену в купальнике.

- Как вы сохраняете фигуру?
- Никаких диет я не придерживаюсь, просто прислушиваюсь к запросам своего тела. Когда хочется, я и в три часа ночи могу слона съесть, а могу и целый день ничего не есть. На спорт времени не хватает, но по утрам делаю зарядку и растяжку. Недолго, но каждое утро, чтобы поднабраться энергии, кровь разогнать.

- А упражнения для дыхания делаете?
- Обязательно, особенно перед пением. И, конечно же, много разных вокализов. Но в период пандемии, когда отменялся один контракт за другим, я расслабилась, могла не тренироваться очень долго, зато потом нужно было входить в форму чуть дольше.

- В Европе театры закрыты до сих пор. Как вы и ваши коллеги переживаете период коронавирусной инфекции?
- У меня отменилось проектов десять, наверное. Один за другим: и Большой театр, и Венский фестиваль, и Лондон... Очень жалко. Правда, что-то перенеслось на следующие сезоны. В Женеве, например, у нас должны были быть спектакли, но мы в итоге сделали только один вечер, который транслировался в режиме онлайн. Это тяжело, во многих театрах  каждую неделю нас тестировали.

- Что ощущаете, выходя на сцену?
- Интересный вопрос. Страх не ощущаю абсолютно, потому что на сцене я чувствую себя как дома! Если какие-то важные премьеры, конечно, волнение присутствует. Но когда выхожу на сцену, оно проходит. Что я чувствую? Счастье, адреналин, но, конечно же, должен быть и чёткий самоконтроль.

- Вы полностью вживаетесь в роль и проживаете её?
- Да, я вживаюсь в образ, как актриса. Сейчас в большинстве постановок нельзя просто выйти и петь, потому что уже другой уровень представлений – практически наравне с драматическим театром.

- Случалось ли когда-нибудь такое, когда певцу нужно выходить на сцену, а голоса нет?
- Бывает, это обычно связано с болезнью. Вот я помню театр Ковент-Гарден в Лондоне, постановка "Пиковая дама". Тогда какой-то жуткий вирус гулял по театру. На последний спектакль заменили тенора и сопрано. Вместо них выступали те, кто страховал. А иногда страховка не предусмотрена, или очень сложный в  актерском плане спектакль, в который за один день не "впрыгнуть"... В таких случаях рядом с кулисой поёт другой певец, а потерявший голос человек исполняет роль без пения, как актёр, а в некоторых критичных ситуациях его может заменить и ассистент режиссёра!

- Как вы бережёте голос в повседневной жизни?
- Стараюсь не переохлаждаться, не переутомляться, а самое главное – не кричать. Мой маленький секрет – позитивный настрой. Я считаю, что нужно верить в себя, тогда обязательно всё будет звучать.

- Петь оперы – это дар, талант или труд?
- Всё вместе, однозначно. Но труд в большей степени.

- Научиться петь может любой?
- Нет. Не любой человек с шикарным голосом сможет научиться петь, даже если он 24 часа в сутки будет трудиться. Очень важная составляющая – интеллектуальное понимание.

- Музыкальное образование – это необходимо сейчас?
- Если речь идёт о дипломе, то такой необходимости нет. Например, на Западе никто у меня ни разу его не спросил. А если говорить в плане общего развития, то, конечно, необходимо.

Анна Горячёва.

Анна Горячёва.

предоставлено героем публикации

Фото:

- Опера в Европе и в России – есть различия? Если да, то какие?
- Зависит всё от режиссёра и дирижёра. Хорошие специалисты есть и у нас, и на Западе. Наша страна не уступает, если речь об этом. Нет границ у пространства искусства, команды собираются международные, и там нет таких понятий, что кто-то "русский", кто-то "француз", "аргентинец" и так далее. В искусстве национальности нет.

- Можете рассказать о сцене мечты? Где бы вы хотели выступить?
- У меня была Парижская опера, Гранд-опера, Венская государственная опера, Большой театр – это вообще верх мечтаний. На Дворцовой давно мечтала, но раньше у меня не получалось приехать. А куда бы я съездила ещё? В Австралию, никогда там не была. В Сиднейском оперном театре хотелось бы спеть. Кстати, я никогда не пела в Мариинском театре.

- Какая у вас любимая партия?
- Та, которую пою в данный момент. У меня происходит любовь через глубокое изучение всей партитуры. Плюс потрясающие впечатления от подготовки постановки.

- Сколько времени занимает выучить партию на иностранном языке?
- Это зависит от языка. Если ты разговариваешь на нём, то партия учится достаточно быстро. Но я всегда консультируюсь с носителями данного языка, сначала оттачиваю произношение, это тоже крайне важно! А вот впевать нужно достаточно долго, желательно, конечно, с педагогом, чтобы партия сразу "легла" на голос в правильном ключе, потому что переучивать потом намного сложнее.

- А сколько языков вы знаете?
- Итальянский мне как родной. На английском также разговариваю очень хорошо. Русский, понятно, стараюсь (смеётся). Ну и французский немного – разговаривать могу, но очень поверхностно, словарный запас пока ещё не на таком уровне, как итальянский, например. 4 года я прожила в Цюрихе, так что немецкий тоже немножко понимаю, но не говорю.

- Вы слушаете какую-нибудь музыку, кроме оперной?
- Конечно. Я очень люблю джаз и медитативную музыку. Поп-музыка тоже нравится, но не вся. Очень люблю Григория Лепса, например.

- В какой стране живёте постоянно?
- В Италии.

- Как часто удаётся посещать родной город – Петербург?
- Стараемся приезжать пару раз в год, у меня здесь семья: мама, много любимых родственников, друзья, мой самый лучший педагог – Галина Ивановна Киселева... Я безумно люблю Петербург, это мой самый любимый город на планете.

- Уже совсем скоро состоится концерт "Классика на Дворцовой". Погода в Петербурге сейчас горожан не радует. Скорее всего, и 28 мая будет прохладно и дождливо. Насколько рискованно вообще петь на улице в такую погоду?
- У меня, по-моему, ещё не было open air, чтобы было так холодно. Не могу сказать. Когда попробую, расскажу (смеётся). Вспоминается, когда я пела, например, в театре "Арена ди Верона", наоборот, было очень жарко. Дышать тяжеловато. Плюс иногда спектакли заканчивались в 3 часа ночи, потому что приходилось ждать окончания дождя. Было весело!

АНКЕТА METRO:
- Любимая вещь в гардеробе?
- Пижама.
- Любимая марка одежды?
- Не могу сказать. Очень много любимых марок. Для меня главное, чтобы вещь мне шла, была качественной и удобной.
- Любимые цветы?
- Черёмуха, я с ума схожу от этого запаха. К сожалению, она цветёт лишь раз в году и растёт не во всех странах.
- Качество, которое вы больше всего цените в людях?
- Доброта.
- А что не любите?
- Агрессию, цинизм.
- Лучший совет, который получали в жизни?
- "Слушай себя, делай то, к чему лежит душа, с любовью и верой... и не волнуйся о будущем! С Богом!"
Показать комментарии