В Петербурге исторические козырьки-навесы меняют на новоделы

Исторических навесов остаётся меньше

Козырёк Большого драматического театра на набережной реки Фонтанки, 65, был воссоздан в оригинальном виде. Он выполнен в направлении эклектика. Фото Сергей Шмидт, "Metro"
Козырёк Большого драматического театра на набережной реки Фонтанки, 65, был воссоздан в оригинальном виде. Он выполнен в направлении эклектика. Фото Сергей Шмидт, "Metro"
Исторический навес в стиле модерн на Чайковского, 53. Фото Сергей Шмидт, "Metro"
Исторический навес в стиле модерн на Чайковского, 53. Фото Сергей Шмидт, "Metro"
Эклектичный навес бывшего Дома писателей в Кричевском переулке, 2. Фото Сергей Шмидт, "Metro"
Эклектичный навес бывшего Дома писателей в Кричевском переулке, 2. Фото Сергей Шмидт, "Metro"
Оригинальный козырёк на набережной реки Фонтанки, 117. Он имитирует классический стиль. Фото Сергей Шмидт, "Metro"
Оригинальный козырёк на набережной реки Фонтанки, 117. Он имитирует классический стиль. Фото Сергей Шмидт, "Metro"

Искусствовед Борис Калиничев выпустил альбом об исторических козырьках Петербурга. Metro узнало у специалиста, чем примечателен этот элемент декора

Борис Калиничев более 30 лет занимается темой художественного металла. Автором выпущено уже три альбома, посвящённых балконам, воротам и дверям города. Последний – "Козырьки Санкт-Петербурга" –рассказывает о постепенном превращении навесов из чисто утилитарных конструкций в важный эстетический элемент фасадов зданий.

– Петербург – европейский город, и сохранившиеся исторические козырьки выполнялись в стиле строившихся зданий с европейскими фасадами, – рассказал Metro Калиничев. – Естественно, стилистика козырьков совпадала со стилем фасадов – классицизм, эклектика, модерн. Аналогичной европейской была и техника их выполнения: чугунное литьё и ковка из пластичного железа.

Петербург из-за особенностей климата до сих пор остаётся музеем козырьков под открытым небом. В дореволюционные времена часть навесов выполняли очень большими, доходящими до края тротуара. Они были рассчитаны на пассажиров карет и экипажей, которые попадали в здание, не замочив ноги и без капли дождя на верхней одежде. Однако после революции большинство из них было разобрано.

– Авторские козырьки – это неотъемлемая часть фасада исторических зданий, их утрата – как оторванные пуговицы на классическом костюме мужчины, – считает искусствовед. – Из-за плохого технического состояния был демонтирован трёхчастный козырёк Большого драматического театра. И только в 90-х годах он был воссоздан усилиями ленинградских реставраторов.  Аналогичную судьбу пережил и навес бывшего Дома писателей, а также козырёк  отеля на пересечении Невского и Литейного проспектов.

По словам Калиничева, есть ещё одна проблема – появление большого количества новых козырьков, которые резко диссонируют с  историческими фасадами.

– Если ранее архитектор всегда учитывал общую стилистику здания, то современные дизайнеры видят в своих "произведениях" возможность для самовыражения, – сетует специалист. – Город заполонён изделиями доморощенных кузнецов, которые иначе как китчем не назовёшь.

Показать комментарии