В Петербурге поставили спектакль о блокаде "без пафоса"

В спектакле играют Ирина Мазуркевич, Ксения Раппопорт и Максим Леонидов

Фото с репетиции спектакля. Фото Владимир Черенков для Dance Open, Предоставлено организаторами
Фото с репетиции спектакля. Фото Владимир Черенков для Dance Open, Предоставлено организаторами
Фото с репетиции спектакля. Фото Владимир Черенков для Dance Open, Предоставлено организаторами
Фото с репетиции спектакля. Фото Владимир Черенков для Dance Open, Предоставлено организаторами
Фото с репетиции спектакля. Фото Владимир Черенков для Dance Open, Предоставлено организаторами
Фото с репетиции спектакля. Фото Владимир Черенков для Dance Open, Предоставлено организаторами
Фото с репетиции спектакля. Фото Владимир Черенков для Dance Open, Предоставлено организаторами
Фото с репетиции спектакля. Фото Владимир Черенков для Dance Open, Предоставлено организаторами
Фото с репетиции спектакля. Фото Владимир Черенков для Dance Open, Предоставлено организаторами
Фото с репетиции спектакля. Фото Владимир Черенков для Dance Open, Предоставлено организаторами
Максим Леонидов на репетиции спектакля. Фото Владимир Черенков для Dance Open, Предоставлено организаторами
Максим Леонидов на репетиции спектакля. Фото Владимир Черенков для Dance Open, Предоставлено организаторами
Фото с репетиции спектакля. Фото Владимир Черенков для Dance Open, Предоставлено организаторами
Фото с репетиции спектакля. Фото Владимир Черенков для Dance Open, Предоставлено организаторами
Фото с репетиции спектакля. Фото Владимир Черенков для Dance Open, Предоставлено организаторами
Фото с репетиции спектакля. Фото Владимир Черенков для Dance Open, Предоставлено организаторами
Главный режиссёр - Руслан Кудашов. Фото Владимир Черенков для Dance Open, Предоставлено организаторами
Главный режиссёр - Руслан Кудашов. Фото Владимир Черенков для Dance Open, Предоставлено организаторами

Главный режиссёр Большого театра кукол Руслан Кудашов поставил спектакль "Музы сопротивления". За неделю до премьеры Metro поговорило с ним о войне, театре и современном зрителе.

Спектакль "Музы сопротивления. Голос непреклонного города", созданный творческим брендом Dance Open при поддержке Комитета по культуре, покажут 14 ноября на сцене Театра Музыкальной комедии. В нём занята Ирина Мазуркевич, Ксения Раппопорт, Максим Леонидов, Николай Буров, Михаил Морозов и Павел Григорьев.

 

- Руслан Равилевич, как вы согласились принять участие в таком эмоциональном проекте? Это решение далось вам легко?

- Нет. Обычно я не занимаюсь антрепризными спектаклями… Но у меня есть семейные блокадные истории: одна моя бабушка в блокаду трудилась в санитарном батальоне, заготавливала хвою для раствора от цинги.

 

- В спектакле "Музы сопротивления. Голос непреклонного города" – реальная документальная основа, дневники и письма в том числе. Была там история, которая лично вас тронула?

- Да, меня поразил эпизод с балериной Натальей Сахновской. Она почти умирала от голода – и увидела заснеженные купола Спаса-на-Крови. И эта красота дала ей силы жить дальше… Понимаете, этот спектакль скорее не о войне, а об эмоциях, о духе, который помог выжить в блокадном городе. А ведь в нём игрались спектакли и концерты, работали библиотеки... В нём есть реальный эпизод: на сцене играют актёры, зрители смотрят постановку, вдруг раздаётся сирена воздушной тревоги… И кто-то не поднимается и не выходит из зала – нет сил. Тринадцатилетняя девочка идёт в театр – и не знает, вернётся ли обратно… Для ленинградцев было важно не просто выживать в страшное время, а сохранять культурные ценности, культурный код. Это их объединяло в большой беде. Сегодня, в некоем народном "разброде", к искусству нередко относятся пренебрежительно… Что с нами случилось, что за чудовищное расслоение и непонимание друг друга? Спектакль "Музы сопротивления" поможет нам посмотреть на самих себя с критической стороны.

 

- Как вы полагаете, блокадными зрителями и теми, кто в коронавирус придёт на спектакль и будет смотреть – пусть в маске! – ими движет одна и та же любовь к искусству и театру?

- Это близкие ситуации, хотя и несравнимые… Мы не прекращаем играть, несмотря на пандемию, да, заменяем артистов – но не отменяем спектакли. К слову, заполняемость зала у нас сейчас хорошая – на молодёжных спектаклях, к примеру на "Башлачёве", почти максимальная.

 

- Зрители соскучились по театру за карантин?

- Безусловно. А ещё, я думаю, молодым зрителям нравится проявлять некую отвагу и героизм во время пандемии.

 

- "Музы сопротивления" – это первый новый спектакль, который вы репетировали после карантина?

- Нет, сразу после выхода мы приступили к репетициям "Танго, упавшее в небо" с Ириной Ляховской, но он выйдет в конце ноября. Кроме того, мои студенты, воспользовавшись летней передышкой успели выпустить пять спектаклей! В декабре, я надеюсь, мы начнём репетировать "Синюю птицу" – большой марионеточный спектакль.

 

- Как проходят репетиции "с поправкой на ковид"? Актёры – в масках?

- Нет, конечно! Так же не будет видно никаких эмоций, это бессмысленно. Но все вокруг – в масках.

 

- Для репетиций "Муз" собирали всех актёров вместе?

- Конечно, сначала на читке – потом на площадке… Сейчас мы репетируем с каждым по возможности, но со всеми вживую.

 

- Сложно было собрать такую плеяду вместе?

- Думаю, да, но это вопрос скорее к продюсерам.

 

- Как вы полагаете, сложно ли им дались роли блокадных артистов?

- Форма спектакля такова, что мы не переходим эту границу. Кроме того, в этом и есть профессия актёра – погрузиться в предлагаемые обстоятельства…

 

- Что зритель увидит на сцене – "богатые" декорации или минимализм?

- Второе. Мы создадим тон-ателье, в котором актёры будут "записывать" воспоминания о блокаде. Они вернут голос и эмоции людям, выжившим в эти годы. Потому у постановки второе название – "Хрупкий голос непреклонного города".

 

- Возможно ли, что спектакль превратится из антрепризного – в "постоянный"?

- Ничего пока не могу сказать про это… Сначала нужно его увидеть.

 

- И последнее: кто обязательно должен посмотреть постановку "Музы сопротивления"?

- Все. Это важно каждому жителю нашего города. Есть нечто, о чём мы не должны забывать никогда, если имеем это дерзкое право, называть себя петербуржцами. Это высокая честь. Спектакль рассказывает о том, кто мы такие и о том, какой у нас багаж за плечами. Причём делает это без пафоса.


Блиц-опрос:

Три любимых театра в Петербурге?
Сложный вопрос. Театральная лаборатория Яны Туминой, театр "Мастерская" на Народной и "Невидимый театр".

Последний спектакль, который произвёл на вас сильное впечатление?
Я давно не был в театре… "Губернатор" в БДТ.

Кем хотели стать в детстве?
Не помню, честно говоря. Но точно не хотел связывать судьбу с театром. Наверное, поэтом хотел быть, стихи писать.

Как провели карантин?
Выпустили фильм по Бродскому, сделали со студентами фестиваль макетов, поставили квартирник по Майку Науменко… Работы было много – в том числе дистанционной. Мне очень надоел зум!

Кстати, Башлачёв или Науменко?
Башлачёв.

Если бы вам предложили поработать с любым актёром, кто бы это был?
Ксения Раппопорт.

Показать комментарии