Лодочки комсомолки и туфельки императрицы: в Петербурге выпустили каталог исторической обуви

На страницах издания представлена обувь XIX–XX веков. Там можно найти известные дореволюционные бренды и обувь масс-маркета того времени. Metro изучило сборник.

В каталоге представлена "брендовая" обувь прошлых веков, а также та, которую носили обычные горожанки. Фото Игорь Акимов, "Metro"
В каталоге представлена "брендовая" обувь прошлых веков, а также та, которую носили обычные горожанки. Фото Игорь Акимов, "Metro"
Обувной каталог можно приобрести в музее. Фото Игорь Акимов, "Metro"
Обувной каталог можно приобрести в музее. Фото Игорь Акимов, "Metro"
Туфли лодочки, из-за которых отравилась героиня стихотворения Владимира Маяковского. Фото Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Туфли лодочки, из-за которых отравилась героиня стихотворения Владимира Маяковского. Фото Государственный музей истории Санкт-Петербурга
В каталоге есть сапожки, которые носили ленинградские модницы. Фото Государственный музей истории Санкт-Петербурга
В каталоге есть сапожки, которые носили ленинградские модницы. Фото Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Модерновые туфельки. Фото Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Модерновые туфельки. Фото Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Лакированные черные лодочки на 159-й странице каталога оценят поклонники творчества Владимира Маяковского. 

"Знаменитое стихотворение "Маруся отравилась" написано по горячим следам. В 1927 году в газете появилась заметка о комсомолке, которая, действительно, отравилась в общежитии, потому что у неё не было таких лаковых лодочек, как у подруги. На фоне этого Маяковский и написал своё произведение", – рассказывает журналисту Metro историк моды и культуролог Мэган Виртанен.

Фабрики и артели 

Каталог женской обуви XIX–XX веков выпустил Государственный музей истории Санкт-Петербурга. В нем собрано 468 пар. Туфли, сапоги, ботинки и полуботинки, спортивная, домашняя и резиновая обувь вошли в издание. Самый ранний образец – атласные ботинки на шнуровке 1820-х годов, самый поздний – кожаные сапоги 1990-х. 

"Мы пытались передать ленинградскую и петербургскую специфику. В каталоге представлено либо то, что носилось горожанками XIX–XX веков, либо то, что производилось местными фабриками артелями, заводами, – объясняет старший научный сотрудник государственного музея Санкт-Петербурга Мария Терехова. – Здесь есть дорогие образцы производства дореволюционного времени, поставщики императорского двора. И эта привилегированная прослойка обувщиков соседствует с простой массовой обувью".

Каблук-рюмочка

Через фотографии музейного каталога раскрывается история. Так, на одном из снимков виднеются зеленые туфли с бантом немецкой фирмы "Г. Вейс". Они были произведены в начале 1900-х годов. По одному их внешнему виду можно узнать, чем жили и о чём мечтали люди того времени.

"Модерновые туфельки с небольшим каблуком-рюмочка. Это откровенная эклектика. Такой предреволюционный момент. Русский серебряный век очень любил XVIII век. Там были постоянные отсылки к маскарадам. Они прослеживались в карнавальных костюмах, графике, эстетике", – говорит Мэган Виртанен. 

Советское ноу-хау

Разнообразно представлена и советская эпоха. Здесь уже показано не только то, что носили жительницы Ленинграда в повседневной жизни, но и сценическая обувь. К примеру, русские сапожки фабрики "Скороход".  

"Это конец 1980-х годов, – продолжает Мэган Виртанен. – Если мы говорим про Россию и про СССР, то нам принадлежит ноу-хау – сапог со встроенной молнией. Его изобрела дизайнер Вера Аралова. Ее коллекция, представленная в 1958 году и вывезенная на Запад, вызвала шок! Фурор!" – рассказывает историк моды и культуролог. 

Каталог женской обуви XIX–XX веков выпущен в 200 экземплярах. Приобрести издание можно в музее.

 

Показать комментарии