В Русском музее открылась выставка "Картины военной жизни в отечественном искусстве XVI–XX веков"

Экспозиция является частью проекта "Художники о войне и мире", состоящего из двух разделов. Вторая часть, "Картины мирной жизни", откроется позже. Всего представлено 122 работы знаменитых художников

Оборона Севастополя" (А.А. Дейнека, 1942 год). Фото Предоставлено организаторами
Оборона Севастополя" (А.А. Дейнека, 1942 год). Фото Предоставлено организаторами
"На линии огня" (К.С. Петров-Водкин, 1916 год). Фото Предоставлено организаторами
"На линии огня" (К.С. Петров-Водкин, 1916 год). Фото Предоставлено организаторами
"Опалённые огнём войны" (Г.M. Коржев, 1963–1964 годы). Фото Предоставлено организаторами
"Опалённые огнём войны" (Г.M. Коржев, 1963–1964 годы). Фото Предоставлено организаторами
"Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле" (М.И. Авилов, 1943 год). Фото Предоставлено организаторами
"Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле" (М.И. Авилов, 1943 год). Фото Предоставлено организаторами
"Мир" (Е.Е. Лансере, 1945 год). Фото Предоставлено организаторами
"Мир" (Е.Е. Лансере, 1945 год). Фото Предоставлено организаторами

Оборона Севастополя" (А.А. Дейнека, 1942 год).

По словам заведующий отделом живописи 2-й половины XIX – начала XXI веков Русского музея и куратора выставки Павла Климова, это запланированная выставка. "Экспозиция построена согласно хронологии русской истории: начиная с древнейших времен и заканчивая разделом "Память", где собраны произведения, посвящённые осмыслению Великой Отечественной войны, – поясняет искусствовед. – Нам важно было показать как  известные картины (например, "Оборона Севастополя" Дейнеки), так и те, которые ещё не экспонировались или выставляются крайне редко".

"Мир" (Е.Е. Лансере, 1945 год).

На выставке представлены два эскиза для росписи Казанского вокзала в Москве – "Мир" и "Победа". Выполнены они по законам иконописи. Голову центральной героини эскиза "Мир" – советской мадонны с младенцем – обрамляет нимб в виде герба СССР, а на полях расположены "жития святых", переделанные на современный лад.

"Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле" (М.И. Авилов, 1943 год).

Работу художника многие знают со школьных времен: её часто публиковали в учебниках "Родная речь" и "Литература". "Но именно эта картина – очень редкий гость выставочных залов, – говорит куратор выставки. – Она хранится в фондах и почти никогда не экспонируется".

"На линии огня" (К.С. Петров-Водкин, 1916 год).

"Во время Первой мировой войны живописец был мобилизован, в основном работал на фронте как художник, его ценили и берегли, – комментирует Павел Климов. – В этой работе Петров-Водкин показал трагизм войны через фигуру главного персонажа – смертельно раненного молодого офицера".

"Опалённые огнём войны" (Г.M. Коржев, 1963–1964 годы).

Через 20 лет после окончания войны художник Гелий Коржев создал триптих: "Проводы", "Следы войны", "Старые раны". "На тот момент те, кто воевал, были достаточно молоды, – говорит искусствовед. – Это очень живая работа. В ней нет ничего героического, картина получилась прочувствованная, трогательная и тяжёлая одновременно".

Показать комментарии