ВНИИБ и другие: каких зданий Петербург может лишиться в ближайшее время

Журналист Metro побеседовала с экспертами

Всероссийский НИИ целлюлозно-бумажной промышленности. Фото соцсети
Всероссийский НИИ целлюлозно-бумажной промышленности. Фото соцсети
Василеостровский трамвайный парк № 2. Фото соцсети
Василеостровский трамвайный парк № 2. Фото соцсети
Выборгский парк конно-железных дорог. Фото соцсети
Выборгский парк конно-железных дорог. Фото соцсети
Здание Медсанчасти завода им. Калинина. Фото соцсети
Здание Медсанчасти завода им. Калинина. Фото соцсети

Metro изучает самые горячие точки на карте активности градозащитников  и разговаривает о них с экспертами.

Что: здание Всероссийского НИИ целлюлозно-бумажной промышленности – ВНИИБ.
Где: 2-й Муринский проезд, 49.
Год постройки: 1955.
Стиль: сталинский неоклассицизм.
Что хотят построить вместо и кто: 11-этажный ЖК, ГК "ФСК", бывш. ФСК "Лидер".
Какова ситуация сейчас: здание готовят к сносу, градозащитники и местные жители устраивают пикеты, чтобы этого не допустить.

Всероссийского НИИ целлюлозно-бумажной промышленности.

Всероссийского НИИ целлюлозно-бумажной промышленности.

 

 

Борис Романов, активист: "Во вторник вечером мы вышли на очередное ночное дежурство, мы опасаемся, что снос начнётся ночью. Эксперты уверены: это здание нужно спасать, пусть КГИОП и отказал ему в охранном статусе. Это уникальный образец ленинградского неоклассицизма, причём в отличном состоянии, оттуда же только на днях арендаторов попросили. Паркет, колонны, отделка – настоящий ленинградский дворец… Его могла бы выкупить Выборгская администрация, и её глава Валерий Гарнец писал об этом у себя во "ВКонтакте", однако пока этого не случилось. Что там могло бы быть? Учреждения допобразования или досуговый центр, их как раз в округе не хватает… Все эксперты говорят, что ВНИИБ – уникальное для Выборгского района здание, у нас на площади Мужества нет столь же интересного объекта. Так почему мы сохраняем Московский проспект с такой же архитектурой и не можем спасти это здание? И почему в нём не увидел ценности КГИОП? Так или иначе, мы будем продолжать за него бороться. Все обращения уже написаны (в том числе к губернатору Александру Беглову. – Прим. ред.), мы надеемся отстоять ВНИИБ".


Что: Василеостровский трамвайный парк № 2.
Где: Средний пр., 77.
Год постройки: 1909.
Стиль: модерн.
Что хотят построить вместо и кто: музейно-гостиничный комплекс (возможно, апартаменты), Glorax Development.
Какова ситуация сейчас: Смольный рассматривает предложение застройщика об инвестировании 50 млрд руб. в эту "депрессивную территорию".

Василеостровский трамвайный парк № 2.

Василеостровский трамвайный парк № 2.

 

 

Алексей Ковалев, член президиума ВООПИиК, депутат ЗакСа и член постоянной комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и имущественным вопросам: "Об этом предложении никто ничего не знал: в 2015-м этому застройщику уже отказали в постройке восьми 14-этажных домов на месте трамвайного парка. До сих пор никакого ответа от вице-губернатора Максима Соколова, которому было поручено рассмотреть октябрьское письмо от застройщика, нет. Если проект согласуют, ни о каком действующем трампарке речи не будет – всё застроят, и трамваи не смогут выходить на линию. В том числе и экскурсионные, находящиеся в музее. До ближайшего депо – около 15 километров, потому всё трамвайное движение на острове вообще оказывается под угрозой… Кроме того, судьба музея, которому по-хорошему нужно ещё два корпуса к действующим помещениям, тоже ставится под вопрос. И ещё: несколько зданий комплекса трампарка имеют охранный статус – и все они должны быть сохранены. Ну и кроме того, там можно сделать "зелёную зону", площадь позволяет, а зелени у нас на Васильевском мало… Нас поддерживает Комитет по транспорту и "Горэлектротранс", но решение Смольный ещё не принял. Ждём его на этой неделе – собираем подписи василеостровцев против уничтожения трамвайного парка".


Что: здание Медсанчасти завода им. Калинина.
Где: Одоевского, 10.
Год постройки: 1957.
Стиль: зрелый сталинский неоклассицизм.
Что хотят построить вместо и кто: деловые и жилые объекты, компания "Петротрейд".
Какова ситуация сейчас: в конце октября суд признал незаконным решение КГИОП об отказе во включении здания в реестр объектов культурного наследия. КГИОП собирается обжаловать это решение.

Здание Медсанчасти завода им. Калинина.

Здание Медсанчасти завода им. Калинина.

 

 

Нэлли Вавилина, градозащитница, глава МО "Гавань": "Мы воодушевлены тем, что суд удалось выиграть, несмотря на то что КГИОП может подать встречную апелляцию. 7 ноября мы соберём субботник, чтобы убрать регулярный сад у здания Медсанчасти. В общем, пока всё хорошо, мы держим руку на пульсе, штаб работает – и более того, начал ратовать за мораторий на застройку территорий Васильевского острова. В том числе этот мораторий мог бы защитить архитектурные памятники. Чтобы здание Медсанчасти раз и навсегда оставили в покое, нужна, безусловно, политическая воля. Оно должно выполнять ту функцию, которая ему изначально была определена: на Васильевском острове так не хватает медучреждений, пусть и на Одоевского, 10, появится одно из них. В рамках закона мы будем продолжать на этом настаивать и на том, чтобы его вернули в государственную собственность".

Историк архитектуры, создатель инициативной группы ВК "Здание медсанчасти № 1 завода им. М.И. Калинина" А.В. Кречмер: "Это была настоящая Сталинградская битва за наследие! Окончательная победа будет только тогда, когда у "дворцово-паркового ансамбля" на острове Декабристов появится статус объекта культурного наследия регионального значения! И "Дворец Медицины" снова распахнет свои остеклённые двери для жителей района в качестве государственного медицинского учреждения!"


Что: Выборгский парк конно-железных дорог.
Где: Нейшлотский переулок, 17.
Год постройки: 1890-е.
Стиль: не определён.
Что хотят построить вместо и кто: 10- и 9-этажные многоквартирные дома, "ЮИТ".
Какова ситуация сейчас: В реестре недвижимости корпуса числились с иным – 1971-м – годом постройки. ВООПИиК обратился в суд с требованием исправить дату постройки зданий в кадастре, спорные здания уже начали сносить. Девелопер уверен, что действует в соответствии со всеми требованиями, а градозащитники скрывали свои намерения до начала работ на объекте.

Выборгский парк конно-железных дорог.

Выборгский парк конно-железных дорог.

 

 

Сергей Бобашев, аналитик рынка недвижимости: "В указанном месте находятся постройки, которые снести не так страшно. Место, может, и историческое, но про него, скорее всего, знают только градозащитники. В Петербурге есть куда более значимые исторические постройки. Да, мест под новое строительство действительно в городе не осталось. В районах с существующей застройкой есть лишь два варианта решения проблемы: либо уплотниловка, что запрещено, либо реконструкция и реставрация производственных площадей.
Вокруг ещё много промышленных территорий, хотя место и реновируется, и участки освобождаются под жилое строительство. Класс, заявленный компанией "ЮИТ", комфорт-плюс, понятен, как и всё, что строят сейчас в тех краях: комфорт- и бизнес-лайт. Спрос на новостройки будет в первую очередь потому, что вокруг есть рабочие места. Пока в локации перспективно строить, поскольку местный фонд представлен "сталинками", старыми домами, а запрос на новые комплексы у людей есть".

Показать комментарии