Забавы придворных: Metro опробовало старинные танцы

В XXI веке средневековые танцы обрели второе дыхание. Петербуржцы активно осваивают историческую хореографию Италии, сами шьют костюмы и постигают актерскую игру дель арте. Подробнее – в материале Metro

Лилии на платье "намекают на французское происхождение. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Лилии на платье "намекают на французское происхождение. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Верхнее платье называлось - сюрко. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Верхнее платье называлось - сюрко. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Голову в старинных танцах нужно держать так словно между шеей и подбородком зажат теннисный мяч. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Голову в старинных танцах нужно держать так словно между шеей и подбородком зажат теннисный мяч. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Старинные танцы отличались "геометричностью". Фото Святослав Акимов, "Metro"
Старинные танцы отличались "геометричностью". Фото Святослав Акимов, "Metro"
В танцах для знатных особ движения отличались плавностью. Фото Святослав Акимов, "Metro"
В танцах для знатных особ движения отличались плавностью. Фото Святослав Акимов, "Metro"
. В XV веке в Италии женщины любили светлые волосы и делали соответствующие парики. Фото Святослав Акимов, "Metro"
. В XV веке в Италии женщины любили светлые волосы и делали соответствующие парики. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Лилии на платье "намекают" на французское происхождение. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Лилии на платье "намекают" на французское происхождение. Фото Святослав Акимов, "Metro"
В итальянских танцах часто можно было встретить не только пары, но и тройки. Фото Святослав Акимов, "Metro"
В итальянских танцах часто можно было встретить не только пары, но и тройки. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Украшения - обязательный атрибут образа. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Украшения - обязательный атрибут образа. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Отрабатываем поклоны. Они в танце встречаются постоянно. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Отрабатываем поклоны. Они в танце встречаются постоянно. Фото Святослав Акимов, "Metro"

Танец в XV веке был сродни революции, когда хореографы массово начали доказывать, что это занятие достойно знатных особ.

На третьем этаже старенького кирпичного здания неподалеку от метро "Балтийская" будто спрятана машина времени. Как только я зашла в танцевальный класс, то перенеслась из Петербурга века XXI в Италию XV. Из колонок здесь звучит средневековая музыка, по бокам разложены пышные платья, а у зеркал расхаживают придворные дамы. В такой атмосфере проходят все занятия ансамбля старинного танца "Стелла". И даже в паузах участницы стараются не выходить из образа: здороваются легким кивком головы, до раздевалки ходят, не теряя осанки.

– Мне безумно нравится! – не сдерживает эмоций участница Наталья Хомская. – Да и платье принцессы – мечта любой девочки.
Лилии на платье "намекают на французское происхождение.

Лилии на платье "намекают на французское происхождение.

Святослав Акимов, "Metro"

Фото:

Древнеримские сюжеты

Это занятие посвящено итальянскому танцу "Купидо". Но перед этим – короткая разминка с акцентом на икры. Чуть позже становится ясно почему: вся хореография строится на ногах, корпус же задействован минимально.

– Танец называется в честь Купидона. В XV веке в моде была античность. И тогда очень много было танцев с названиями мифов. "Венус" – Венера, "Купидо" – Купидон, Юпитер, – рассказывает руководитель ансамбля Милена-София Тыренко. – Танец "Купидо" в оригинале написан на пару – кавалер-дама. Они то сходятся, то расходятся, кланяются друг другу и снова встречаются. Здесь описана история непростых отношений.
. В XV веке в Италии женщины любили светлые волосы и делали соответствующие парики.

. В XV веке в Италии женщины любили светлые волосы и делали соответствующие парики.

Святослав Акимов, "Metro"

Фото:

Хореографическая тройка

Азы старинного танца начинаем постигать с "континенцо" – это приставной шаг в сторону. Первой смещаем не правую ногу, а левую – так было принято в XV веке. То же самое и с шагами вперед: "семпио" и "доппио". В ходе урока педагог постоянно напоминает ученицам: голова должна быть поднята высоко, так, словно между шеей и подбородком зажат теннисный мяч. Танец "Купидо" был написан для знатных особ, известных своим гордым нравом.  

– Итальянские танцы в XV веке – это все равно что революция! – добавляет Милена-София Тыренко. – Учителя танцев стали доказывать, что это не позорное времяпрепровождение, а занятие, достойное знатных сеньоров. Сочинялись отдельные танцы для дворян, для высокого сословия. Они были рассчитаны на красоту исполнения. Здесь есть прыжки и резкие повороты, но они минимизированы. Длинные одежды, в них сильно-то и не попрыгаешь. 
В итальянских танцах часто можно было встретить не только пары, но и тройки.

В итальянских танцах часто можно было встретить не только пары, но и тройки.

Святослав Акимов, "Metro"

Фото:

Придворная француженка  

Танец "Купидо" состоит из шести движений, бесконечно чередующихся между собой. Помимо трех видов шагов есть еще развороты и кружения. За 40 минут запоминаем основной рисунок, а после меня просят переодеться в костюм. Мне достался наряд придворной дамы из Франции. Он состоит из двух платьев: облегающего нижнего и свободного верхнего, а также тюлевой шапочки.

– Эти прорези в верхнем платье называли адскими окнами, потому что в них было видно нижнее платье. Оно было довольно узким и приталенным, – объясняет другая участница Светлана Абрамова. – И чтобы церковники не придирались к женскому костюму, облегающему фигуру, сверху надевали просторное платье – сюрко, – объясняет Светлана Абрамова.

Для антуража и репетиций

В костюме танцуется совершенно иначе. Юбка в пол дает ощущение дамы из прошлого, да и танцевальные погрешности умело ускользают от взгляда педагога. К слову, изящная "экипировка" на уроках старинного танца – это не прихоть, а необходимость. Так, в нашем танце есть знатная дама в платье со шлейфом. И во избежание ЧП на выступлениях к "хвосту" всем участницам следует приноравливаться заранее.        

– Длинный шлейф – это показатель статуса в то время. Чем он длиннее, тем знатнее дама, – поясняет Ирина Павлова. – Но в таком платье нужно уметь красиво двигаться и незаметно для посторонних расправлять шлейф. Этому надо учиться, так с ходу это не дается. Я учусь и пока еще не могу сказать, что в полной мере этим овладела. У меня даже есть тренировочное платье, оно из простой ткани, чтобы девочки как раз научились соизмерять в танце, как далеко им надо от меня стоять.

К слову, костюмы петербурженки шьют сами. Образ стараются дополнять украшениями: перстнями, бусами, брошками.

Украшения - обязательный атрибут образа.

Украшения - обязательный атрибут образа.

Святослав Акимов, "Metro"

Фото:

Вжиться в образ

Наравне с хореографией петербурженки изучают и основы актерского мастерства. Стиль игры под стать эпохе исполняемых танцев – дель арте.

У нас настоящая театральная игра дель арте! Это акцентированный крупный жест. Маленький жест будет не виден со сцены, – говорит Наталья Хомская.  

Петербургский ансамбль существует вот уже 16 лет. В его составе шесть участниц. В репертуаре танцы не только Италии, но и Англии, Испании и Франции. 

Показать комментарии