Новости

Кино на все времена: Почему надо смотреть "Сладкую жизнь" Федерико Феллини

20 января исполняется 100 лет со дня рождения режиссёра
Кино на все времена: Почему надо смотреть "Сладкую жизнь" Федерико Феллини
Кадр из фильма. Фото kinopoisk.ru
Кадр из фильма. Фото kinopoisk.ru
Язык гламура. Фото Getty
Свой Рим. Фото Getty
Федерико Феллини. Фото Getty
Кадр из фильма. Фото kinopoisk.ru
Кадр из фильма. Фото kinopoisk.ru1/5

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения режиссёра Федерико Феллини. Metro с помощью Всеволода Коршунова, кандидата искусствоведения, доцента ВГИКа и куратора курсов "История кино", "Современное кино" и "Практическая кинокритика" в Московской школе кино, разбирается, почему его фильм "Сладкая жизнь" входит в число самых значимых произведений киноискусства

Свой Рим

"Сладкая жизнь" – монументальная фреска, демонстрирующая жизнь Италии конца 1950-х. Нашим проводником по этому миру становится журналист, которого играет Марчелло Мастроянни. Однако Феллини не просто показывает реальность, но и преображает её своим поэтическим взглядом. Именно поэтому ему не подошла реальная римская улица Венето и он потребовал, чтобы её построили в павильонах студии Cinecitta.

Свой Рим.
Getty
Свой Рим.

Сны на экране

Этот фильм, как и другие картины Феллини, построен по логике сновидения, недаром многие сцены разворачиваются в ночное время. Это не просто путешествие по "вечному городу", его площадям, набережным, модным клубам и закрытым вечеринкам, но и внутреннее путешествие главного героя – его вояж в глубины собственной души. Феллини признавался, что всю жизнь занимался экранизацией собственных снов, и это ещё более очевидно в его следующих фильмах:  "Восемь с половиной", "Джульетта и духи", "Город женщин".

Язык гламура

После выхода фильма в международный лексикон прочно вошли два новых слова – "дольчевита" ("сладкая жизнь" по-итальянски) и "папарацци" – по имени друга главного героя, назойливого и циничного фоторепортёра Папараццо.

Язык гламура.
Getty
Язык гламура.

Жизнь через край

В "Сладкой жизни" особенно отчётливо проступает тот причудливый стиль, который избрал для себя Феллини. Сам маэстро называл себя неореалистом: и действительно, его сценарные работы для других режиссёров относятся к этому направлению, в котором жизнь отображается максимально достоверно. Но в собственных режиссёрских работах Феллини уходит скорее в барокко. И "Сладкая жизнь" наполнена барочными элементами: странными гротескными образами, избыточной плотностью формы и предчувствием конца света.

Влияние на умы

Отсылки к "Сладкой жизни" можно найти в фильмах Джузеппе Торнаторе, Вуди Аллена, Квентина Тарантино, Софии Копполы, Кена Рассела и других режиссёров. А "Великая красота" Паоло Соррентино стала своеобразным ответом Феллини и продолжением "Сладкой жизни".

Кадр на века

Самая знаменитая сцена "Сладкой жизни" – ночное купание Марчелло Мастроянни и шведской актрисы Аниты Экберг в фонтане Треви – стала визитной карточкой итальянского кино. Экберг настолько полюбила этот фонтан и эту площадь, что переехала в Рим и поселилась неподалёку.

Кадр из фильма.
kinopoisk.ru
Кадр из фильма.

Федерико Феллини

•    Родился 20 января 1920 года в Римини.

•    Окончив школу при монастыре, Федерико учится сначала на репортёра, а позже поступает на юридический факультет. Деньги на жизнь Феллини зарабатывает созданием карикатур и текстов для рекламы.

•    В середине 40-х Федерико знакомится с режиссёром Роберто Росселлини, вместе с которым создаёт сценарий к фильму "Рим – открытый город".

•    В 1951 году снял свой первый фильм – "Огни варьете".

•    Лучшие фильмы режиссёра – "Дорога" (1954), "Ночи Кабирии" (1957), "Сладкая жизнь" (1960), "Восемь с половиной" (1963), "Амаркорд" (1973), "Репетиция оркестра" (1978).

•    В 1943 году женился
на актрисе Джульетте Мазине, с которой прожил 50 лет, до конца своей жизни.

•    Феллини – обладатель "Золотой пальмовой ветви" и 5 премий "Оскар".