Кадр из фильма "Джокер". Фото Каро-Премьер
Кадр из фильма "Джокер". Фото Каро-Премьер
Кадр из фильма "Брачная история". Фото Heyday Films, NetFlix
Кадр из фильма "Брачная история". Фото Heyday Films, NetFlix
Кадр из фильма "К звёздам". Фото Двадцатый Век Фокс СНГ
Кадр из фильма "К звёздам". Фото Двадцатый Век Фокс СНГ

Кинокритик Егор Москвитин оценил премьеры 76-го Венецианского кинофестиваля

Он завершится 7 сентября

"Брэд Питт летит в космос!" "Гэри Олдмен и Антонио Бандерас - организаторы крупнейшей в мире схемы по уклонению от налогов!" "Скарлетт Йоханссон и Адам Драйвер разводятся!" "Катрин Денев написала скандальные мемуары!" "Под маской Джокера скрывался Хоакин Феникс!". Если бы кинозвезды на самом деле были героями своих фильмов, то Венецианский кинофестиваль в эти дни бы не сходил с первых полос газет. Впрочем, он и так не сходит: в последние годы биеннале удается привлекать к себе столько же внимания, сколько и Каннам. Ведь именно здесь отныне показывают большую часть фильмов, которые будут бороться за “Оскар” - а значит, войдут в “обязательную” для всех программу по итогам года. В этом году Венецианский фестиваль подведет свои итоги в субботу, 7 сентября. Не будем пытаться их предсказать - но расскажем о самых ярких премьерах минувших десяти дней.

Программа фестивалей составляется очень хитро: все главное должно произойти в начале и в конце, потому что первые и последние впечатления - самые важные. При этом все фильмы конкурса должны образовывать между собой смысловые рифмы. Причем правил у этого стихосложения нет: фильм номер два может рифмоваться с фильмом номер семь; последняя строчка в программе - с первой; но допустимы и простые “хореи” и “ямбы”.

Венеция стартовала с нежной семейной сказки

Поэтому Венеция стартовала, как она это любит, с нежной семейной сказки и с отчаянного рывка к звёздам - двух историях, которые разделяют световые годы, но которые, в сущности, оказываются об одном и том же. Снятый на французском языке фильм “Истина” японского режиссера Хирокадзу Корээды - история, которая очарует любого, кто связал свою жизнь с кинематографом.

Великая французская актриса Фабьенн Данжевилль (ее играет великая французская актриса Катрин Денев) на закате карьеры выпускает трогательные мемуары - но те приводят в ужас ее дочь Люмир (прекрасная Жюльет Бинош), давно уехавшую в США работать сценаристом. В книге - ни слова правды, ведь Фабьен - никакая не идеальная мать: эту роль она играла лишь для журналистов. И вот уже в тихом парижском домике, окружённом печальным осенним садом и стенами городской тюрьмы, вспыхивает скандал. И маме с дочкой не мешает ругаться даже то, что обе они работают над новым фильмом. Фильм фантастический - о матери, которая то и дело летала в космос, чтобы обхитрить свою смертельную болезнь, и о ее дочери и внучке, которые в это время росли и старели. “Истина” - кино о сложных материях, но при желании его можно трактовать очень просто: это притча о личных жертвах, на которые идут настоящие кинозвезды, чтобы рассказывать зрителям великие истории о любви и семье.

Отчаянные актёрские подвиги

“К звёздам” - название фильма, который в Венеции показали сразу после “Истины”, и это название можно трактовать не только как направление (per aspera ad astra, через тернии к звездам!), но и как обращение к актёрам: берегите себя, не сгорайте в верхних слоях атмосферы.

Пока Бинош и Денев играют в дочки-матери, Брэд Питт изображает бравого астронавта из далёкого будущего, который рос в тени отца - героя Томми Ли Джонса. И вот у сына появляется возможность отыскать давно пропавшего в районе Нептуна родителя. Бесконечно красивый фильм может служить иллюстрацией к Библии (ясно ведь, кого олицетворяют недосягаемый суровый отец и его страдающих земной сын), и к практике семейных психотерапевтов - сценарий написан, как говорится, по Фрейду. Но все эти смыслы отступают на второй план, когда зритель видит лицо 55-летнего Брэда Питта, печально смотрящего через скафандр и иллюминатор в звездную даль. Получите и распишитесь: вот он, самый прекрасный и одинокий человек во вселенной.

Отчаянные актерские подвиги есть и в “Брачной истории” со Скарлетт Йоханссон и Адамом Драйвером, и в “Джокере” с Хоакином Фениксом. Йоханссон и Драйвер играют женатую пару - актрису и режиссера - которых уже (как им кажется) не связывает любовь, но все еще связывают общее дело (маленький театр в Нью-Йорке) и ребенок (мальчишка, которому слишком повезло иметь сразу двух идеальных родителей). Супруги решают расстаться цивилизованно и привлекают к разводу сначала психотерапевта, а затем и юристов. И это оказывается ошибкой: доверие сменяется паранойей, надежда на дружбу угасает, былую нежность пропитывает яд новых обид. Это сокрушительный фильм, и сценарий и режиссура Ноа Баумбака и игра Драйвера и Йоханссон достойны всех призов фестиваля, но конкуренция очень сильна.

Гениальный Хоакин Феникс

Кроме Брэда Питта с Драйвером соперничают полдюжины блестящих европейских актеров и гениальный Хоакин Феникс (у которого, впрочем, уже есть венецианский “лев” и каннская “пальма”), воскресивший образ Джокера - главного суперзлодея американских комиксов. Какие бы ужасы не творил этот психопат в одноименном фильме, зритель все равно будет ему сострадать. Потому что узнает, кем был затравленный мужчина Артур Флек до того как стать всемогущим Джокером. А был он не гением, не плейбоем и не миллиардером, а самым обыкновенным несчастным человеком. Сыном, ухаживающим за больной матерью и не знающим своего отца. Клоуном, веселившим детей в больницах. Уличным зазывалой в костюме, унижавшимся за копейки. И несмешным шутником, мечтавшим стать стендап-комиком.

Работа Феникса в “Джокере”, впрочем, удивляет еще и тем, что прошлое Артура все равно не объясняет психику Джокера - у актёра получился иррациональный злодей, абсолютно свободный и от логики, и от морали. И, что немаловажно, от наследства Джека Николсона, Хита Леджера и Джареда Лето, которые когда-то тоже играли этого человека, который смеется.

Поиски правды

Семья как отправная и в то же время финальная точка любой истории так или иначе фигурирует во всех венецианских фильмах. В основанной на реальных событиях шпионской драме “Осином гнезде” герои Гаэля Гарсии Берналя и Пенелопы Крус оставляют родную Кубу, чтобы. смирившись с ролью предателей и беглецов, отстаивать интересы своей страны в США. В “Деле Дрейфуса” Романа Полански несправедливо осужденного французского офицера-еврея Дрейфуса отправляют на каторгу на Острове Дьявола, где он и встретит наступление 20-го века. Не пасть духом ему помогут лишь письма жены, однако главные герои фильма - отнюдь не Дрейфусы, а порядочный полковник Пикар, решившийся добиться правды во что бы то ни стало - даже для неприятного ему человека.

Поиски правды, как и должно быть на фестивале, открывшемся фильмом “Истина”, становятся еще одной идеей-фикс Венеции. В “Прачечной” Стивена Содерберга Мэрил Стрип, Антонио Бандерас и Гэри Олдман пытаются объяснить зрителю, как устроены панамские офшоры, с помощью которых обманывают свои народы элиты едва ли не всех стран на свете. А в блестящем “Мартине Идене” - экранизации Джека Лондона, переносящей события романа в Италию - стремление героя к самообразованию открывает ему ужасные тайны о собственных демонах. И не в силах смириться с ними, он бросается в море.

Венецианский фестиваль тоже проходит на острове Лидо, окруженном морем, которое зовёт переродиться после каждого фильма. Кинематограф может заменить и море, и океан, и космос. Главное - выбирать хорошие фильмы.



Подписаться в Яндекс.Дзен

А также подписывайтесь на "Metr" в Яндекс.Новости



Загрузка...
Показать комментарии