Новости

Почему сумки были и остаются безусловным символом статуса

Этот элемент навсегда остаётся признаком привилегии
Почему сумки были и остаются безусловным символом статуса
Ридикюль мужского жилета,расшитый шёлком, около 1800 года,Франция, Музей Технологического института моды, подарок Томаса Охслера. Фото INSTAGRAM Музея Технологического института моды
Ридикюль мужского жилета,расшитый шёлком, около 1800 года,Франция, Музей Технологического института моды, подарок Томаса Охслера. Фото INSTAGRAM Музея Технологического института моды
Jean Paul Gaultier Homme, мужской жакет, шерсть, весна 1990-го, Франция, Музей Технологического института моды, подарок Ричарда Мартина. Фото INSTAGRAM Музея Технологического института моды
Bill Blass, вечернее платье-свитер с поясом, кашемир и атлас, осень 1986го, США, Музей Технологического института моды, подарок Миссис Саванны Кларк. Фото INSTAGRAM Музея Технологического института моды
Викторианская бутылка для духов. Фото INSTAGRAM @ladyadela
Hermès, сумка Kelly, кожа и латунь, 2000 год, Франция, Музей Технологического института моды, подарок Лоры Соломон в память о Салли Соломон. Фото INSTAGRAM Музея Технологического института моды
Такаси Мураками для Louis Vuitton, сумка Speedy с разноцветными монограммами бренда, 2003 год, Франция. Фото INSTAGRAM Музея Технологического института моды
Ридикюль мужского жилета,расшитый шёлком, около 1800 года,Франция, Музей Технологического института моды, подарок Томаса Охслера. Фото INSTAGRAM Музея Технологического института моды1/6

Карманы – прообраз сумок – придумали не в 1700 году, но именно тогда наступила эра, когда они были доведены до совершенства на одежде богатых людей.

Имущество всегда было безоговорочным признаком статуса, и если человек был достаточно богат, чтобы пользоваться деньгами, а не заниматься товарообменом, ему следовало хранить свои сбережения весьма изысканным способом.

"18-й век – время, когда мы видим силуэты мужских жилетов, карманы которых весьма изящно декорированы", – говорит Кала Кастильо, сокуратор последней выставки Технологического института моды в Нью-Йорке "От карманов до кошельков".

Эта невероятная экспозиция одежды и аксессуаров демонстрирует, как на протяжении трёх веков люди носили карманы, кошельки и что они говорили о них.

Лучше всего идея привилегированности карманов представлена на портрете Джорджа Вашингтона, стоящего на поле боя во время Войны за независимость США. Из одного кармана выпирает маленькая книжечка.

Позади него на коне виден раб, чья одежда лишена карманов.

"Карман был символом статуса, – объясняет Кастильо. – Рабам специально не разрешали носить одежду с карманами, потому что считалось, что они станут хранить в них что-то запрещённое или опасное для рабовладельцев. Именно в наличии или отсутствии такой простой части одежды, как карман, и была разница между богатыми и бедными".

В то же время богатые женщины носили деньги в специальном кармане – прообразе кошелька – на верёвочках, который привязывали под многочисленными юбками.

Неудивительно, что в начале 1800-х, когда мужские жилеты вышли из моды, карманы с них были срезаны и перешиты в первые женские кошельки.

"Карман прошёл полный цикл, – смеётся Кастильо. – На одежде начала 1800-х карманам действительно нет места, он нарушал бы прямые линии силуэта".

На выставке показано и первое подобие кошелька, которое действительно больше смахивает на переносные карманы из бисера, сделанные женщинами для возлюбленных (их также можно принять за плетёные украшения XIX века).

История может много рассказать о карманах и кошельках и в большей степени о том, кто имеет право их носить.

Знаменитая цитата Кристиана Диора 80-х годов гласит, что "мужчинам карманы нужны, чтобы хранить в них вещи, а женщинам – лишь для красоты". Тем не менее сейчас наличие у мужчины сумки – прямого потомка кармана – вызывает если не смех, то снисходительную улыбку. Уже в 90-х один из героев популярного сериала "Друзья" Джо Триббиани был высмеян друзьями за то, что ходил с такой сумкой.

Возможно, когда-нибудь мы сможем избавиться от подобных стереотипов и свободно носить те аксессуары, которые нам нравятся.