В СССР носили короткие юбки, чтобы сэкономить на ткани. Как важная часть гардероба претерпела эволюцию

Эволюцию женского платья можно проследить на выставке в Музее современной истории России. В начале ХХ века невозможно было представить, что юбки и платья станут короткими. В СССР стали их укорачивать, чтобы сэкономить.

Знаменитый костюм революционерки Розалии Землячки. Фото Александр Курковский
Знаменитый костюм революционерки Розалии Землячки. Фото Александр Курковский
В СССР женская одежда была максимально удобна в быту. Фото Александр Курковский
В СССР женская одежда была максимально удобна в быту. Фото Александр Курковский
Кримпленовое свадебное платье 70-х, шёлковое пышное из 90-х и два подвенечных платья начала 20 столетия оказались в центре внимания посетителей. Фото Александр Курковский
Кримпленовое свадебное платье 70-х, шёлковое пышное из 90-х и два подвенечных платья начала 20 столетия оказались в центре внимания посетителей. Фото Александр Курковский
Сценическая одежда певицы из нулевых Оксаны Почепы – "Акулы".
Сценическая одежда певицы из нулевых Оксаны Почепы – "Акулы".

Длина платьев и юбок в прошлом веке уменьшалась постепенно. Революционером в мире женской моды стала будущая первая женщина-дипломат и большая модница Александра Коллонтай – её платья и юбки стали заметно короче ещё до событий октября 1917 года. Так она выражала протест против бесправия женщин, и это было смелым шагом для того времени. 

– Хотя Коллонтай любила, конечно, и роскошные длинные платья – она была из обеспеченной семьи, но бунтарский дух заставил её на время от этого отказаться, – рассказывает куратор выставки Юрий Быкадоров. – Однако к любимым длинным платьям она вернулась в сталинское время.

Настоящий прорыв в одежде для женщин произошёл лишь с наступлением революции 1917 года:  юбки и платья стали короче, но дамы носили их вовсе не за тем, чтобы очаровывать мужчин. Такая одежда была удобна на работе и в быту: никто не наступал на длинный шлейф, а самое главное – укоротившиеся юбки не мешали работать на станках. 

По словам Юрия, была и ещё одна существенная причина, чтобы сделать одежду короче, – в советском государстве так экономили ткань, которая к тому же стоила недёшево. 

На выставке представлен вполне себе симпатичный костюм другой революционерки – Розалии Землячки, "кровавой фурии" Гражданской войны, как за спиной называли её злопыхатели. 

– Посмотрите, костюм выглядит современно, – говорит Юрий. – Свободный крой жакета и укороченную юбку нежно-шоколадного цвета Землячка обожала. Она ходила в  этом костюме на заседания расстрельных комиссий и на партсобрания. В молодости Розалия вовсе не была синим чулком и любила выглядеть элегантно. Именно в этом костюме ей однажды сделал комплимент Лев Троцкий, похвалив сочетание делового стиля и женственности. 

А вот дамы, трудившиеся на производствах в 30–40-е годы, предпочитали носить комбинезоны. После работы они облачались в платья или юбки из ситца. Одежда из шёлка и крепдешина считалась дорогой, её надевали на выход. Ну а юбки между тем продолжали укорачиваться. Менялся и тренд на ткани.

В СССР женская одежда была максимально удобна в быту.

В СССР женская одежда была максимально удобна в быту.

Александр Курковский

Фото:

Поскольку советская мода стояла особняком от "буржуазной", то она интересовала заграничных кутюрье. Одна из них, Эльза Скиапарелли, изучая советскую моду 40–50-х, назвала её "оргией бархата и шёлка" – в СССР такие платья и юбки считались изысканными. 

– А в 60-е годы ажиотаж у модниц вызвали маленькие чёрные платья,– продолжает Юрий. – Единственная в стране женщина-министр Екатерина Фурцева, обожавшая красиво одеваться, как-то  заказала у модельера Вячеслава Зайцева такое платье для вечера в честь Юрия Гагарина. Она выглядела сногсшибательно, мгновенно став иконой стиля.

В 70-х годах популярными стали кримпленовые платья, которые, как и юбки, едва закрывали колени. 

– Но всё же представить в то время слишком короткие юбки, которые будут носить в 90-х, было невозможно, – говорит Быкадоров. – Ну а в последние 20 лет мода стала абсолютно разной – носят как длинное, так и короткое.

Кримпленовое свадебное платье 70-х, шёлковое пышное из 90-х и два подвенечных платья начала 20 столетия оказались в центре внимания посетителей.

Кримпленовое свадебное платье 70-х, шёлковое пышное из 90-х и два подвенечных платья начала 20 столетия оказались в центре внимания посетителей.

Александр Курковский

Фото:

Но самой "вызывающей" на выставке стала "пикирующая юбка", которую подарила музею певица Оксана Почепа в 2016 году. Однако, по её признанию, вне сцены она бы не рискнула ходить в такой юбке.

Сценическая одежда певицы из нулевых Оксаны Почепы – "Акулы".

Сценическая одежда певицы из нулевых Оксаны Почепы – "Акулы".

 

 

Показать комментарии