Диспетчер МЧС по Ростовской области Екатерина Максименко два года общалась с 12-летним инвалидом по зрению, который нуждался в тёплом слове. Мальчик звонил по телефонам экстренных служб скорой, пожарной, полиции и просто желал тому, кто брал трубку, хорошо провести день, а потом прерывал разговор. Чаще всего ребёнок звонил именно Екатерине, и со временем она задалась целью – однажды разговорить его, чтобы узнать историю мальчика с грустным голосом. И в итоге ей удалось пообщаться с ним и даже отправить к нему бригаду пожарных, чтобы они провели с ним профилактическую беседу. Репортёр Metro узнал подробности этой трогательной истории.
ВСТРЕЧА БУДЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНО
– Он звонил несколько лет, но на контакт не шёл, – рассказывает Екатерина Metro. – А в конце октября у нас завязался с ним диалог. Никакой новой методики я не использовала. Просто он позвонил и снова сказал: "Доброе утро!", а потом замолчал. Я спросила, почему он не разговаривает со мной, и вдруг он ответил: "Привет!" И только после этого мне наконец-то удалось разговорить мальчика. Оказалось, он живёт с бабушкой, мама умерла, папы нет, учится в интернате в Сергиевом Посаде, в специализированной школе для слабовидящих. У меня самой есть сын, почти его сверстник, и я предложила встретиться всем вместе. "Освобожусь с работы, возьму сынишку, и приду к тебе в гости", – так я ему сказала. Он немножко развеселился и ответил: "Я только у бабушки спрошу!" Она, конечно, дала добро.
До этого судьбоносного разговора Екатерина знала, что мальчик замкнутый, поскольку на контакт вообще не шёл, просто говорил в трубку: "Добрый день!", после чего связь прерывалась. И как Екатерина ни пыталась его разговорить, никак не получалось.
– Когда бабушка мальчика разрешила, чтобы мы встретились, я приняла решение отправить к нему сначала бригаду пожарных, потому что у меня были дежурные сутки, – продолжает она. – Мы хотели, чтобы с бабушкой и мальчиком поговорили, чтобы ребёнку разъяснили суть нашей работы, и он понял, что занимать номер "01" не стоит, если в этом нет острой необходимости. Перед отъездом бригады я попросила ребят купить мальчику угощений. Они поехали к нему, поговорили с ним, показали ребёнку технику, оборудование, привезли гостинцев. Когда они уехали, мальчик снова позвонил на "01" и сказал мне, что всё было очень круто. С тех пор он звонить перестал.
По словам Екатерины, мальчик всегда был очень вежлив, когда звонил, но она заметила одну закономерность – ребёнок мог позвонить вечером и сказать "Доброе утро" и наоборот. Она пыталась найти мельчайшие зацепки, чтобы разговорить его, и со временем привязалась к нему.
– Я ему говорила: "Давай поговорим" или "Ну что ж ты молчишь", но всё было бесполезно, разговор прерывался. Он мог звонить за день очень много раз, но меня это не раздражало. Я же слышала, что это ребёнок. Неизвестно, в какой ситуации можем мы сами оказаться... Да, разные звонки бывают, дети балуются, но этот мальчик всегда был адекватен. У нас есть разграничения в звонках, в данном случае – это был добрый ребёнок, который не называл ложных адресов...
Екатерина сказала, что если мальчик перестанет ей звонить на работу, то грустить она не будет – потому что намерена познакомиться с ним лично.
– Я ведь обещала! – подчеркнула диспетчер ростовского МЧС. – Просто у меня ребёнок ещё заболел... Но я обязательно к нему съезжу со своим ребёнком. Это будет мальчику полезно, ну а по телефону мы и так будем с ним говорить, созваниваться (смеётся). Знаете, у меня по работе такого раньше не было, чтобы я к кому-то привязывалась, но этот мальчик мне два года звонил. Да, это было сезонно, когда он приезжал летом к бабушке на каникулы. Это могло длиться три месяца или две недели. Мы даже на работе, в коллективе, отмечали: "Объявился Мальчик доброе утро", ну так, по-доброму. Знали, что теперь он будет звонить каждый день.
Екатерина отметила, что за сутки им в диспетчерскую поступает до 4 тысячи звонков – из Ростова и Ростовской области. Но, как показала история с мальчиком, некоторые из этих звонков – особенные, и они плавно перетекают из телефонной жизни в личную.
"ЭТО БЫЛО ДО МУРАШЕК!"
Старший пожарный 10-й пожарно-спасательной части Антон Осадчик был в числе тех, кто поехал к мальчику – причём изначально он думал, что едет на пожар.
– Как обычно поехали на вызов, в процессе начальник караула объяснил, что едем на разведку – узнать про мальчика, хулиган он или нет. Диспетчеру ребёнок сказал, что он – инвалид зрения, если бы это оказалось правдой, мы должны были разъяснить ему, что нехорошо звонить просто так. Приехали, нас сразу бабушка встретила – она в шоке была, мы же приехали в полном обмундировании, в боевой одежде. Ребёнок тоже испугался – он же слышал только наши голоса. Но сели за стол, пообщались, нас приняли. Мы ведь не с пустыми руками приехали, привезли шоколада и чипсов – диспетчер сделала акцент, что мальчик именно чипсов хотел. Мальчик потихоньку раздухарился. Вышли на улицу, он пощупал машину, инструменты, оборудование. Затем пообещал, что будет слушать бабушку и не будет звонить без надобности, только если возникнет какая-то экстренная ситуация. В ответ мы пообещали, что когда мальчик приедет на зимние каникулы, мы устроим ему экскурсию в нашу часть.
Из личного общения Антон понял, что мальчик – весёлый, адекватный, и уж точно не хулиган.
– Я так понял, ему просто не хватало общения. Вообще, это был очень трогательный, прям до мурашек визит. Я сам взрослый человек, сталкиваюсь с разными ситуациями, но тут всё прошло очень эмоционально. Потом, когда он к нам привык, начал общаться, почувствовал доброту, то сразу стал активно расспрашивать, кого как зовут. Страха у него уже не было, он стал общаться по-свойски. С бабушкой они, конечно, общаются, но вы поймите, она ведь старенькая, не может всё время с внуком проводить. К тому же, она через многое прошла – и муж у неё умер, и дочь погибла. Но всё равно держится молодцом и выглядит бодренько, дух её не сломлен. Знаю, отец мальчика ушёл из семьи, когда сыну даже годика не было. Но мы не стали подробно расспрашивать, сами понимаете...