"Аллея зашкваров": рецензия на новый фильм Гильермо Дель Торо

Metro рассказывает про ремейк культовой классики, которому не суждено стать культовой классикой

"Аллея кошмаров", 2021, кадр из фильма. Фото Кинопоиск
"Аллея кошмаров", 2021, кадр из фильма. Фото Кинопоиск

В российских кинотеатрах продолжается прокат "Аллеи кошмаров": фильма мексикано-американского режиссёра Гильермо Дель Торо. Мировая премьера ленты состоялась еще 1 декабря - тихо и незаметно, словно заранее смирившись с незавидным соседством рядом с "Человеком-Пауком" в прокатной сетке. Впрочем, незавидное положение у фильма оказалось во всем: рядом с оригиналом, рядом с книгой, рядом с прочими претендентами на "Оскар" - и даже по сравнению с остальными фильмами Дель Торо. И самое печальное, что вне этих сравнений он попросту не существует.

О чем фильм?

(Не)молодой человек Стэнли Карлайл с темным прошлым, лишь слегка освещенным в начале рукотворным пожаром, в котором как будто исчезает чье-то завернутое в саван мертвое тело, попадает на классический цирковой карнавал образца начала 40-х годов. Случайная подработка на разборе декораций оборачивается интригующей перспективой: Стэнли быстро осваивается во фриковатой карнавальной среде и понимает, что пара выученных фокусов могут открыть ему новые пути в жизни. Но самые эффектные фокусы приходится выполнять на свой страх и риск - и как раз за такой рисковый фокус берется Стэнли, уверовав в свои силы.

Роман "Аллея кошмаров" Уильяма Линдсея Грешема, по которому снят фильм, вышел в свет еще в 1946 году (на русском, кстати, впервые напечатан в 2022-м). Уже спустя пару лет, признанный шедевром жанра, он был экранизирован Эдмундом Гулдингом, вполе ожидаемо вписавшись в канон кинонуара, переживавшего второе рождение в первые послевоенные годы. Появление ремейка-реинкарнации, пожалуй, было лишь вопросом времени. С расцветом стримингов, расширением жанровых горизонтов телесериалов новая "Аллея" вполне могла бы растянуться на пристойный, с парой-тройкой сюжетных твистов, сезон где-нибудь на Netflix или Showtime. Вместо этого она размашистым полным метром вклинилась в график последних премьер второго коронавирусного года, чтобы хоть как-то пополнить куцый список оскаровских номинантов - и уйти вместе с ним в пустоту после очередного лишенного интриги конкурса.

Какой получилась новая экранизация?

Рассказывая о фильмах за пределами краткой аннотации, сложно удержаться от спойлеров, но в случае с "Аллей кошмаров" этого можно совершенно не опасаться, поскольку фильм Гильермо Дель Торо сам по себе - один сплошной огромный спойлер. Отхвативший на пике помешательства Киноакадемии два "Оскара" за "Форму воды" режиссер мгновенно перешел из статуса "культовых странных" в "настоящих серьезных", чья каждая новая работа как будто по умолчанию переходит в оскаровскую категорию - как, например, Питер Джексон, Тим Бертон или Альфонсо Куарон.

Отягощенный двумя статуэтками, Дель Торо перестает быть виртуозом криповатых кошмаров, отказываясь от любимых монстров и демонов в пользу отработанных массовой культурой типажей, уходя от параллельных миров к интригам в стильных интерьерах. На мгновение режиссер "Лабиринта Фавна" и "Хеллбоя" словно проявляется в декорациях цирка уродцев, дразня заспиртованными младенцами, - и тут же пропадает, оставляя лишь постоянный, как у Дэвида Финчера, набор светофильтров. Не к лицу, видимо, больше Дель Торо увлекаться страшилками, тут все должно соответствовать канону. Канону нуара.

Необходимость "соответствовать" и превращает фильм в один сплошной спойлер, суррогат нуара, где любой мало-мальски насмотренный зритель заранее опознает и роковую женщину, и героя-смертника, и весь набор тревожных знаков, которые последовательно будут проигнорированы Стэнли. Это считывание нуар-кода напоминает считывание QR-кода - тот же самый набор ключевых элементов, без которых автор не пройдет на большой экран и не получит заветную номинацию. Но этот же набор вряд ли даст понять зрителю, зачем ему показали старую историю с новыми актерами: вместо оригинального кино на экран словно проецируется расцвеченная копия чего-то давно виденного с лицами современных актеров, такая же искуственная и безжизненная, как и новая экранизация "Хеллбоя", сделанная без Дель Торо и Рона Перлмана. Тот тоже как будто соответствовал всем канонам, но, как известно, QR не прошел.

Плюсы:

- красивый видеоряд (как и во всех фильмах Дель Торо), красивые костюмы, красивые декорации (где-то в списках "Оскара" все эти красивости откликаются заслуженными номинациями);

- народные актеры Голливуда в главных и второстепенных ролях, которые ничего выдающегося не играют (где-то в списках "Оскара" их заслуженно игнорируют), но смотреть на них все равно приятно

Минус:

- совершенно не понятно, зачем это смотреть, поскольку ни один из триггеров не срабатывает в силу своей абсолютной неактуальности; если нуару и суждено еще когда-либо воскреснуть, то явно не в ближайшее время

Показать комментарии