Альтернатива Росстату: появился индекс инфляции в Интернете

Людям подскажут, дорожают ли телевизоры, часы и мультиварки. И сравнят с розницей

Компания «Яндекс» и ученые из Центра развития Высшей школы экономики начали на регулярной основе подсчитывать реальную инфляцию в виртуальном пространстве. Данные по 130 тысячам высокотехнологичных товаров берут из 7,8 тысячи интернет-магазинов, представленных на «Яндекс.Маркете». Выбрав, к примеру, категорию «Мобильные телефоны», можно узнать, что в целом трубки за первую неделю сентября упали в цене на треть процента, а с января – почти на три.

Модным гаджетом последнего года эксперты признали мультиварки. Они подорожали на 14,64% за 12 месяцев, тогда как в целом цены в остальных категориях традиционно падают. В этом сезоне из-за высокого спроса дорожают телевизоры.

Авторы индекса говорят о высокой достоверности картины благодаря разработанной методике.

– Нужно уметь отсекать новинки, распродажи и сезонные колебания цен, – сообщается в блоге компании «Яндекс».

Экономисты ВШЭ утверждают, что спорить с официальной статистикой не собираются. И тем не менее спорят. «Многие категории товаров в Росстате (по крайней мере их названия) – родом еще из советской системы статистики», – отмечается в описании.

Пока индекс все-таки не отражает общероссийские тенденции изменения цен, считает Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков БК «Открытие».

– Доля интернет-торговли еще крайне мала, охват аудитории ограничен лишь слоем граждан с доходами на уровне и выше среднего, – говорит Metro эксперт. – Впрочем, индекс может стать показательным по мере роста числа товаров и категорий. Но прогностическая его ценность невелика.

Индекс пока интересен больше как прецедент, уверяет Егор Двинянин, аналитик АКГ «Градиент Альфа».

– До недавнего времени альтернативы Росстату в плане расчета инфляции не было, – считает он. – Важно, что начало положено.

Мнения экспертов

Роман Кузьмин,
директор по маркетингу Molotok.ru

– Предложенный рынку индекс интересен с академической точки зрения. Для потребителя главное – знать текущую цену на товар; ни динамика цен в товарных категориях, ни общее состояние рынка его не интересует. Профессионалам (в первую очередь компаниям, продающим товары) предложенные данные могут оказаться полезными, хотя, наверняка, динамику своих сегментов они отслеживают и без индекса интернет-инфляции. Скорее, инструмент является дополнительным средством монетизации для Яндекс.маркета – ведь при клике на товары пользователя переадресовывают на эту площадку. Также им с удовольствием будут пользоваться студенты и ученые, занимающиеся теоретическими исследованиями рынка электронной коммерции.

Максим Андрюхин,
глава представительства Bay.ru в России и странах СНГ

– В практическом плане этот индекс может быть весьма полезен интернет-магазинам не только с точки зрения лучшего понимания рынка, а также помощи в корректировке ценообразования, но и с точки зрения стимулирования спроса - ведь потребители, видя как дорожает интересующий их товар, будут заинтересованы купить его сейчас, не дожидаясь очередного витка повышения цен. Можно, но лишь приблизительно. На реальные цены (в особенности импортируемых товаров) будет оказывать и колебание курса валют, и фискальная политика, и реклама.

Елена Орлова,
председатель правления ООО НКО «ПэйЮ»:

– Пока рано судить о применимости разработанного Интерфаксом, Яндекс.Маркетом и ВШЭ индекса интернет-инфляции в реальной жизни, так как еще не опубликована подробная методика расчета показателя. Судя по отрывочным данным, поступающим от разработчиков инструмента, он будет основываться, в том числе, на средней цене на товар за неделю и количестве переходов на сайт продавца. В подобной базе расчетов могут быть значительные статистические погрешности. В целом, данную разработку можно воспринимать как интересное исследование интернет-ритейла, нацеленное на покупателей. Что касается прогноза, то, думаю, только в состоянии относительной стабильной экономики можно заранее просчитать изменение цен. В противном случае цены могут меняться скачкообразно и непредсказуемо».
 

Показать комментарии