Черная пятница-2018: Эксперты советуют, как покупать правильно

Учимся жить с искушением – в онлайн и офлайн

«Вывозить тележками» можно – но только если всё это вам точно нужно. Так говорят эксперты. Фото Getty
«Вывозить тележками» можно – но только если всё это вам точно нужно. Так говорят эксперты. Фото Getty
Лина Дианова. Фото "Metro"
Лина Дианова. Фото "Metro"
Оля Челак. Фото "Metro"
Оля Челак. Фото "Metro"
Елена Пискарева. Фото "Metro"
Елена Пискарева. Фото "Metro"

"Чёрная пятница" – время импульсивных покупок: чем больше скидка, тем искушение сильнее. Metro рассказывает, как сделать всё правильно

В 2017-м россияне потратили в "чёрную пятницу" 30 млрд рублей – в эту сумму вошли и наличные деньги, и кредиты, которыми "заплатили" за покупки.

На следующий день главный федеральный портал частных объявлений зафиксировал небывалый рост в рубриках "Продам": люди предлагали купленную накануне по скидке технику, одежду и прочие товары народного потребления. Эксперты говорят: кто-то делал маленький бизнес на распродаже, но гораздо больше было тех, кто пытался вернуть потраченные в забытьи деньги.

"Чёрная пятница" – одно из самых сильных искушений, искушение обладанием и экономией. Учимся с ним жить – в онлайн, офлайн и в "Инстаграме", который тоже стал большой площадкой для распродаж.

Лина Дианова.

Лина Дианова.

"Metro"

Фото:

Лина Дианова:
Психолог, автор инстаграм-проекта Psihushka plachet

С точки зрения психолога, кто любит шопинг с суперскидками?
Во-первых, люди, которые не могут себе позволить вещи без распродажи – даже если они хорошо зарабатывают. Это психология бедности. Во-вторых, те, кто боится не "урвать" от жизни лучший кусок: у них внутри этакая незарастающая дыра – потенциальные возможности, которые они боятся упустить.

Каков психологический портрет фаната распродаж?
Я думаю, это человек со средним доходом, достаточно тревожный – меланхолик или холерик, ближе к последнему типу. У него очень подвижный тип нервной системы, он склонен к импульсивным действиям – в том числе к покупкам.

Мы всегда говорим о том, что немотивированный шопинг – это плохо. Но всегда ли это так? Может ли погружение в распродажную атмосферу помочь справиться с психологическими проблемами?
Конечно. Оно хорошо работает при тревогах, депрессиях, подавленных состояниях. Человек не может найти внутри себя силы справиться с такими проблемами и в целях самотерапии радует себя шопингом. Получается, что он дарит сам себе подарки и тем самым меняет свои внутренние ощущения к лучшему.

Как правильно "лечиться" такой шопинг-терапией? У неё есть "побочные действия"?
Она не должна быть частой и хоть сколько-нибудь регулярной. Это исключительная мера, а не главный способ помочь себе справиться с чем-либо. Если вы понимаете, что основной свой бюджет тратите на такие покупки, значит, вы в ловушке. Не можете копить на то, что вам важно, и отказываете себе в путешествиях в угоду шопингу – всё, это зависимость.

Как контролировать себя в "чёрную пятницу", если вы просто не можете пройти мимо товаров с большими скидками?
Самое простое – составление чёткого списка вещей, которые вы хотите приобрести. Но как раз тот средний любитель распродаж никакой список покупок составлять не будет. А если и напишет, то с удовольствием его потом нарушит. Это один из приятных бонусов игры, в которую он играет с "чёрной пятницей" и вообще со всеми распродажами.

Оля Челак.

Оля Челак.

"Metro"

Фото:

Оля Челак,
"Фея расхламления", организатор пространства, автор блога iskry_radosti

Можно ли быть умным потребителем и всё же ходить на распродажи?
Ни разу в жизни не участвовала в таком мероприятии и, если честно, не могу себе представить, как это выглядит. На самом деле между разумным потреблением и таким понятием, как "чёрная пятница", общего мало. Чтобы не накупить множества ненужных вещей, вы должны точно знать, что вам нужно и без чего вы действительно не сможете обойтись.

Как сделать участие в "чёрной пятнице" максимально осознанным?
Задайтесь вопросом, насколько вам нужны вещи в списке покупок (а он нужен обязательно!), и подумайте, как же вы всё это время без них обходились. Но всё-таки заставлять себя что-то делать не нужно. Я призываю менять образ мышления, а не насиловать своё сознание: нужно не прийти домой, "переосмыслить и вернуть", а просто не покупать ненужных вещей.

Елена Пискарева.

Елена Пискарева.

"Metro"

Фото:

Елена Пискарёва,
инстаграм-эксперт, автор сайта naoblakax.ru


Можно ли считать "Инстаграм" в "чёрную пятницу" такой же распродажной площадкой?
Можно, хотя в России это не так актуально, как на Западе. Там к "чёрной пятнице" подходят серьёзнее. У нас же обычно делают промокод с ограниченным сроком действия – и скидки не такие гигантские, как на Западе.

На какие товары в "Инстаграме" делают скидки охотнее всего?
По моим ощущениям, инстаграм-продавцы готовы делать скидки буквально на всё. Что, на мой взгляд, не всегда правильно: зачастую скидки обесценивают продукт, особенно уникальные услуги или ручную работу.

Инста-покупатель чем-то рискует?
Риск есть, но больше психологический: в распродажной горячке вы можете совершать необдуманные поступки. Кроме того, в "Инстаграм" просто попасться на удочку мошенникам, которые порой очень креативны.

Показать комментарии