Книжный обзор: голландский Мураками и король японского детектива

Традиционный обзор новинок российских издательств: авторские рекомендации Metro

Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"

Современный роман недели

Роб ван Эссен
Хороший сын
2023. Манн, Иванов и Фербер

Аннотация: В мире недалёкого будущего, в котором есть самоуправляемые автомобили, говорящая мебель и базовый доход для всех, живёт рассказчик – успешный автор "бессюжетных триллеров". Дела у него идут не очень: он только что потерял престарелую мать, а издателю не нравится его последняя книга. Когда ему звонит старый друг и приглашает в путешествие, он без раздумий соглашается. Так герои отправляются на поиски искупления и забвения, а помогают им в этом насмешливые роботы и болтливые беспилотные автомобили.

Наше мнение: “Хороший сын” – не блестящий, но вполне удачный гибрид из роуд-муви в текстовом варианте и автобиографии с элементами фантастики и даже антиутопии. Почему та самая футуристическая составляющая здесь разжалована до бонуса? Всё просто: в тексте есть роботы, повсеместно распространённые беспилотные автомобили, безусловный базовый доход и многие другие элементы из будущего, но они не играют решающей роли и “не определяют сознание”. Просто дополняют картину и создают антураж, на фоне которого герои колесят по Нидерландам и пытаются разобраться в собственной жизни.

Кто-то сравнивает Роба ван Эссена с Харуки Мураками, и здесь имеются общие черты, но опять же это не ксерокс, а игра в ассоциации. Повествование от первого лица, отсутствие чётко выраженного сюжета, много селинджеровщины с обострённым восприятием происходящего и рефлексией – да, безусловно. Но в отличие от современного японского классика у голландца роман более едкий, по-хорошему злой, эмоциональный, саркастично-ироничный и лишённый фирменной разреженной, слегка грустной, отстранённой атмосферы Мураками. И уж, конечно, никакого магического реализма!

Если вы ориентированы на чёткое сюжетное повествование, не любите тексты в виде потока сознания и вам не близки перемещения по карте без определённого плана и практически без интриги, то “Хороший сын” может проседать. Да, тут есть ориентир в виде мифического персонажа, к которому стремятся приятели, но внимание на нём не особо акцентируется. Важнее здесь – детские травмы, попытка разобраться в себе и общее восприятие мира. В этом плане у ван Эссена всё неплохо: следить за мыслями главного героя, переживать вместе с ним и искать в нём себя не скучно.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Исторический роман недели

Симон Странгер
Лексикон света и тьмы
2023. Манн, Иванов и Фербер

Аннотация: Норвегия, наши дни. Семья писателя собирается у бронзового "камня преткновения" перед домом их предка – Хирша Комиссара. Он по доносу попал в концентрационный лагерь и там погиб. В этом же городе, недалеко от камня, в тихом престижном районе стоит красивая вилла. В войну здесь была штаб-квартира того самого Хенри Риннана – тайного агента гестапо, повинного во многих злодеяниях. Но и для потомков Комиссара этот дом тоже не чужое место. Неужели такое возможно? "Лексикон света и тьмы" – попытка реконструировать историю семьи в годы войны на основе подлинных свидетельств и архивных документов. Роман переведён более чем на 20 языков и награждён главной национальной премией Норвегии.

Наше мнение: История, рассказанная Странгером, хороша со всех сторон. Если отталкиваться от формы, то она крайне нетривиальна: писатель берёт норвежский алфавит и каждую часть любой главы (это может быть один абзац или несколько) начинает на слова с определённой буквы. И да, это не игра в словарь и художественная формальность: все понятия несут свой смысл и подтекст в рамках повествования, касаются вещей, взятых из судеб героев.

Содержание же отталкивается от семейной драмы: жена автора – правнучка того самого Хирша Комиссара, сгинувшего в концлагере. Впрочем, это художественный роман, а не монография: за основу взяты документы и реальная история, но многое дописано, додумано, завершено.

Как и любой текст на похожую тему, “Лексикон света и тьмы” производит гнетущее впечатление, но при этом не скатывается в тризну, получаясь поэтичным и стилистически лёгким. Это именно тот вариант, когда ты не стараешься абстрагировать от темы Холокоста, поскольку она чрезвычайно тяжела, слишком много прочитано и уже не хочется ехать по тем же рельсам. Исторические моменты в романе сплетаются с воспоминаниями и переживаниями героев, растянутыми во времени, и создают атмосферу и срез эпохи.

Возможно, вхождение в тему получилось у Странгера не совсем удачным, поскольку первое время разобраться в семейных хитросплетениях сложно, тем более учитывая структуру книги в энциклопедической форме. Но пережить эти 50–60 страниц уж точно стоит: ради истории, эмоций и извечной необходимости напоминать себе о том, что ваши соседи, которые ходят с вами в лавку за молоком и улыбаются в ответ на шутки, могут оказаться соучастниками геноцида.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Фантастика недели

Крис Хэдфилд
Орбита смерти
2023. Fanzon

Аннотация: СССР и США состязались всегда и во всем. Космическая гонка не стала исключением. Запустить первый спутник. Стать первыми людьми на Луне. Готовя к отправке новую команду "Аполлон-18" на Луну, правительство Америки ставит перед астронавтами дополнительную цель – уничтожить советский спутник-шпион "Алмаз". Но тренировки, сбор секретных разведданных и сложнейшие расчеты могут пойти прахом из-за случайных ошибок, да и советская разведка не дремлет. У каждой из сторон свой хитроумный план, как заставить соперника сойти с дистанции.

Наше мнение: Крис Хэдфилд – удивительно разносторонний человек, судя по списку его профессиональных умений и хобби. Но самое главное в том, что он был первым канадцем в открытом космосе, летал как на станцию “Мир” (помните ещё такую?), так и на МКС. Более того, благодаря сыну подсел на соцсети и активно освещал один из своих полётов онлайн. По итогам написал очень вдохновляющую и детальную книгу “Руководство астронавта по жизни на Земле. Чему научили меня 4000 часов на орбите”, где рассказал не только о рутинной подготовке к полётам, но и о своей обычной жизни.

Теперь он решил угостить публику недурным космическим триллером о противостоянии двух сверхдержав, придумав миссию “Аполлон-18” (последней была 17-я, а если считать только пилотируемые, то 11-я). Получилось атмосферно, не скучно и легко написано. Не сказать, что в книге содержатся великая интрига и бесподобные персонажи, а клюквы тут нет совсем, но экс-астронавту удалось совместить достаточный уровень реалистичности с множеством технических деталей (не занудно, но и не поверхностно) и неплохой сюжет. Дополнительные нюансы – немаловажный факт: Хэдфилд намекает на то, что часть персонажей списаны с реальных знакомых, как и некоторые сюжетные ходы – с реальных ситуаций.

Подводят автора лишь дыры в сторителлинге. В частности, слабое развитие характеров, изредка никуда не ведущие дополнительные сюжетные линии, рваное повествование, отсутствие мотивации у ряда персонажей и общие странные предпосылки для миссии. Но, с другой стороны, это крепкая (и твёрдая!) научная фантастика по образцу и подобию классики жанра из 50–60-х годов, где корабли не летают сквозь галактики за доли секунды, а товарищи в кринжовых костюмах не палят во все стороны из бластеров. Стоит внимания!

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Детектив недели

Кэйго Хигасино
Убийство в городе без имени
2023. ЭКСМО

Аннотация: Школьный учитель Эйити Камио обнаружен убитым на заднем дворе собственного дома под завалом из картонных коробок. Он одет в выходной костюм, но на нем нет обуви. В доме все вверх дном, но ничего не пропало. И вот что особенно загадочно… Причина смерти – пережатие сосудов на шее; его задушили, но никаких следов ни пальцев, ни веревки, ни чего-либо подобного просто нет. Полиция в тупике. Но не младший брат покойного – иллюзионист-менталист Такэси. Пользуясь своими редчайшими способностями, он начинает собственное расследование. Для Такэси игра с действительностью – неотъемлемая часть его повседневной жизни. Он умеет читать людей по малейшим проявлениям эмоций.

Наше мнение: Кэйго Хигасино – король японского детектива и коллекционер всевозможных премий, не говоря уже о более чем 50 фильмах и сериалах, снятых по его произведениям. В общем, жизнь удалась. В России издатели взялись за основную серию про полицейского Кусанаги и его гениального друга-физика по прозвищу Галилей, но “Убийство в городе без имени” – это отдельный роман, правда, со всеми фирменными фишками и чертами автора.

Во-первых, это по-прежнему увлекательно. И наличие другого, не серийного персонажа во главе расследования освежает стиль автора. Во-вторых, профессия и бэкграунд Такэси добавляют специфики действию. Ловкость рук и никакого мошенничества: к примеру, он может спокойно вытащить смартфон из кармана полицейского во время разговора. И вообще по характеру очень своеобразный герой. В-третьих, роман живо отражает японскую действительность эпохи коронавируса: в том числе последствия для малого бизнеса, что пока слабо отражено в современной литературе (и от детектива этого тем более не ожидаешь). Второстепенные персонажи, люди с улицы, в том числе доставщики и лавочники, всегда к месту и никогда не выпадают со своими диалогами и поступками.

Само расследование – традиционный Хигасино в стилистике Агаты Кристи с реалистичными героями, классными сюжетными твистами, разгадкой, которая держит практически до самого финала, и массой деталей, которые создают приятную атмосферу Японии. Автор не сгущает краски, действие развивается размеренно и логично. Никаких ужасов, триллера и кровищи. Приятный роман, с которого даже можно вполне начать знакомство с жанром детектива из Страны восходящего солнца.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Научпоп недели

Марк Биттман
Общество поглощения
2023. Альпина нон-фикшн

Аннотация: Еда – одна из первостепенных жизненных необходимостей в любом обществе. Однако современный человек в большинстве случаев имеет крайне туманное представление о том, какой путь проделывает привычная ему пища, прежде чем попадает на стол. В своей книге журналист и писатель Марк Биттман анализирует, как стремление обеспечить себе пропитание привело человечество к рабству, колониализму, голоду, геноциду и как мы пришли к сегодняшнему положению, когда крупнейшие компании пищевой промышленности опустошают планету и отравляют ее жителей, обманом пичкая потребителей суррогатными продуктами, созданными ради баснословных прибылей.

Наше мнение: Большинство людей логично считают, что продукты растут на полках в супермаркетах. И не надо нас в этом разубеждать. Давно прошли те времена, когда горожане собственноручно доставали еду из земли и принимали непосредственное участие в процессе миграции картошки и морковки на кухню. Разве что на даче иногда на пару дней можно вернуться к косплею крестьянина.

Марк Биттман, американский автор бестселлеров о еде, пытается рассказать о том, как мы дошли до жизни такой, а именно до того момента, когда корпорации захватили сельское хозяйство и теперь руководят нашим потреблением.

В книге много фактов, исторические параллели и современная ситуация, но учтите, что всё это дано через призму марксизма, уж извините. Книга получилась крайне антикапиталистической, обличающей и во многом наивно-утопической, особенно в части, где автор даёт свои рекомендации для ликвидации вопиющих несправедливостей. При этом у Биттмана явные проблемы с работой с источниками и методологией. Книга получилась спекулятивно-журналистской, что, конечно, не нивелирует её содержание, но нужно быть готовым к поверхностным выводам, не основанным ни на чём. Впрочем, если вы хотите пройти краткий курс истории сельского хозяйства, зарождения и развития пищевой индустрии, а также получить возможность заглянуть за кулисы “корпораций еды”, то получите шанс.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Показать комментарии