Книжный обзор: норвежский исторический нуар-детектив, беседы с таксистами об НЛО и "Смешарики"

Январь практически пережили, берём уверенный курс на весну. Помогут нам в этом вечно позитивные "Смешарики", филигранная комбинация семейной саги и нуарного детектива из Норвегии, "бумажная" дорама из Южной Кореи и научпоп, рассказанный в такси.

Книжный обзор Metro. Фото "Metro"
Книжный обзор Metro. Фото "Metro"
Книжный обзор Metro. Фото "Metro"
Книжный обзор Metro. Фото "Metro"
Книжный обзор Metro. Фото "Metro"
Книжный обзор Metro. Фото "Metro"
Книжный обзор Metro. Фото "Metro"
Книжный обзор Metro. Фото "Metro"
Книжный обзор Metro. Фото "Metro"
Книжный обзор Metro. Фото "Metro"
Книжный обзор Metro. Фото "Metro"
Книжный обзор Metro. Фото "Metro"

Исторический роман недели

Дженни Тинхуэй Чжан
Четыре сокровища неба
2024. ЭКСМО

Аннотация: Динамичный, отточенный роман, раскрывающий непростой период американской истории начала конца XIX  –  начала XX века, связанный с обстоятельствами Акта об исключении китайцев. "Меня назвали во славу трагедии"  – заключила для себя Дайюй в детстве, когда бабушка читала сказку о героине, в честь которой её нарекли. Знала ли Дайюй, что это отправная точка злоключений, когда её похитили и увезли из Китая в Америку, лишив семьи и мечты постигнуть искусство каллиграфии? Отныне героине придётся создавать себя заново, чтобы выжить в стране, охваченной антикитайскими настроениями и волной невообразимого насилия, где её имя, пол и внешность могут стать лёгкой мишенью.

Наше мнение: Иногда крайне полезно прогуляться лет на 100–200 назад и подтянуть себя по истории вместо того, чтобы год за годом упорно переписывать её и насыщать новыми смыслами. А параллельно поделиться с аудиторией, намеренно или случайно. Отец эмигрантки из Поднебесной Дженни Тинхуэй Чжан подкинул ей сюжет о прошлом городка Пирс в штате Айдахо, который во второй половине XIX века оказался локальным центром золотодобычи. А в целом тысячи мигрантов разлетелись по шахтам страны, что в 1882 году стало поводом для принятия Акта об исключении китайцев из страха перед "жёлтой угрозой". Расистский документ привёл не только к невозможности для переселенцев получить гражданство (в стране их было на минуточку уже около 200 тысяч), но даже антикитайским погромам.

На фоне нынешней кампании против расизма, правда, в основном ограничивающейся квотами на "Оскар", и бесконечных политических баталий с требованиями закрыть границу (перед бегущими через Мексику) этот подзабытый абзац из учебников неожиданно оброс актуальностью. И даже вышел на новый виток, замкнул круг: автор "Четырёх сокровищ неба", писавшая текст на старте пандемии, вспоминает очередной всплеск нетолерантности, нацеленный на американских китайцев в связи с "короной".

Дженни Тинхуэй Чжан – далеко не первая, кто поднимает этот сюжет в современной художественной литературе. В 2021 году на русском выходил роман Си Памжань "Сколько золота в этих холмах" с похожими мотивами, объединяющими золотую лихорадку и китайскую трагедию на Диком Западе. В обоих текстах есть элементы магического реализма (голоса мёртвых у Си против некой мифологической сущности, которая общается с героиней, у Чжан), оба лиричные, несмотря на непростую тематику и насилие, но в остальном конфликты решены по разному. У Си Памжань получился меланхоличный и мрачный роман-путешествие с отсылками к Фолкнеру и Стейнбеку, у Дженни Тинхуэй Чжан – история поиска себя, насыщенная символикой и многоголосьем героев, а также каллиграфией, становящейся лейтмотивом этих духовных метаний. Есть здесь и прямые обращения к китайской классике, одному из четырёх великих романов – "Сну в красном тереме". На поверхности только позаимствованное имя главной героини, но на поверку есть и сюжетно-тематические переклички.

"Четыре сокровища неба" – талантливо написанный, живой, откровенный и местами брутальный текст с более-менее достоверной исторической подоплёкой (автор провела хорошую "архивную" работу), эмоциональный, погружающий в китайскую и иммиграционную культуру, трагический и без хеппи-энда, кстати, вполне возможного для пущего лоска потенциальной экранизации. Разумеется, нередко приходится ловить себя на мысли, что герои и описания выглядят слишком современно, а общая динамика повествования выходит неровной (отдельные эпизоды более детальные, другие явно страдают от отсутствия "родительской любви"), но эти допущения не портят общей картины. Для дебюта писательницы из Техаса лучшего и не придумать.

Книжный обзор Metro.

Книжный обзор Metro.

"Metro"

Фото:

Триллер недели

Аслак Нуре
Морское кладбище
2024. Corpus

Аннотация: Осень 1940 года. На севере оккупированной Норвегии, недалеко от города Будё, гибнет рейсовое судно "Принцесса Рангхильд". Среди сотен утонувших – судовладелец Тур Фалк. Но его жена, Вера Линн, и новорождённый сын Улав выживают. Спустя 75 лет Вера кончает жизнь самоубийством, и эта трагедия явно связана с тем давним кораблекрушением. Полвека назад Верина блистательная писательская карьера оборвалась, когда она попыталась рассказать правду о том роковом дне, и теперь дочь Улава, Саша, начинает распутывать историю своей бабушки.

Наше мнение: "Морское кладбище" – однозначно выигрышная история: большая, претенциозная, внутренне непростая, атмосферная. Представьте себе исторический детектив с элементами триллера, настоянный на классической семейной саге со всеми родовыми пятнами (запутанные родственные узы, политические интриги, скелеты в шкафу) и хорошенько замаринованный в соусе скандинавского нуара. Более того, сама история катастрофы парохода "Принцесса Рангхильд" вполне достоверная: Аслак Нуре провёл немало времени в архивах, изучал воспоминания свидетелей и даже раздобыл чертежи судна.

Чтобы пасьянс окончательно сложился, автор добавил в текст и своего бэкграунда. Служил в элитном подразделении в Боснии, работал журналистом на Ближнем Востоке, так что в романе появляются элементы технотриллера, шпионских интриг и даже лихого боевика с бравыми коммандос, которые крошат экстремистов в мелкий винегрет. В тексте эти пятна сильно контрастируют своей авантюрностью, условностями и фрагментарностью с достаточно монолитной историей мрачных норвежских семейных тайн, поэтому временами кажутся излишними и слабо оправданными, но, с другой стороны, добавляют ещё один пласт повествования, развлекая читателя на полную катушку.

"Морское кладбище" выглядит кинематографично, поскольку построено по всем канонам современного сценарного искусства, так что ждите резкую смену планов и исторических эпох, "крепких" персонажей с достаточным уровнем проработки и заходом в психологию, саспенса в неспешном продвижении к развязке и "красочной", детально выведенной катастрофы. Трудно сказать, по какой причине, однажды приложившись к книге, вы бросите это читать.

Книжный обзор Metro.

Книжный обзор Metro.

"Metro"

Фото:

Молодёжный роман недели

Со Сорим
Книжная лавка грёз
2024. Манн, Иванов и Фербер

Аннотация: Прошло два года как Ёнсо бросила офисную работу, чтобы стать детской писательницей. И с тех самых пор героиню преследует неудача: ни одно издательство не хочет публиковать её сказки с плохим концом. Но ведь жизнь, убеждена Ёнсо, полна самых разных историй – и это нормально, что некоторые из них грустные. Однажды раздосадованная очередным отказом девушка отправляется на прогулку и набредает на странную книжную лавку, спрятанную среди скал. Ещё более странный – хозяин этой лавки. Он молод, но ведёт себя так, будто провёл на земле уже тысячу лет, а ещё читает вслух каждому посетителю. Почему же Ёнсо кажется, что она встречала этого мужчину раньше?

Наше мнение: Учитывая поток художественной литературы про книжные магазинчики, можно уже и отдельный жанр застолбить. Возьмите недавний корейский межавторский сборник "Аллея волшебных книжных лавок" как вишенку на торте. Дебют Со Сорим из общей стилистики не выбивается, вполне предсказуем в своём кисло-сладком настроении, идеально подходящем для заправской девичьей дорамы. Тут и герои со своими непростыми судьбами, и "провалы" в иные времена, и порции фэнтезийных элементов, и напрашивающаяся романтика. Разумеется, блюдо обильно сдобрено корейской мифологией. Ориентир понятен: девушки и молодые женщины – та самая аудитория местных сериалов. В тексте будет крайне мало сюрпризов (интригу не завезли), но написан роман складно, выстроен логично, несмотря на фантастические планы, обладает необходимой динамикой и выполняет главную задачу – развлекает. Плюс, как большинство современной прозы в Южной Корее, лаконичен, избавлен от желания гнать строку и стилистических усложнений. По итогу – лёгкая молодёжная проза с капелькой морали, но без морализаторства.

Книжный обзор Metro.

Книжный обзор Metro.

"Metro"

Фото:

Научпоп недели

Чарльз Кокелл
Разговоры с таксистами о жизни и устройстве Вселенной
2024. АСТ

Аннотация:  Все мы знаем: многие таксисты очень любят поговорить. Спорт, политика, общество, пробки – они могут поддержать беседу практически на любую тему. А когда на пассажирском сиденье оказывается астробиолог Чарльз Кокелл, то разговор непременно зайдёт о космосе. Вдохновлённый разговорами с водителями такси со всего мира, Кокелл отвечает на самые интригующие вопросы: Поймём ли мы пришельцев?А что, если во Вселенной нет жизни? Является ли Марс нашим планом Б? Эта книга состоит из череды добродушных бесед на пассажирском сиденье такси с самыми разнообразными водителями, которым за короткую поездку предстоит погрузиться в самые глубокие тайны космоса.

Наше мнение: Если бы этой книги не существовало, её необходимо было придумать! Насколько бы скучнее выглядели истории о том, есть ли жизнь на Марсе, если бы не завязка. Для пущей достоверности астробиолог Чарльз Кокелл не только передаёт в свободной форме разговоры с водителями, но и указывает конкретный маршрут, где беседа состоялась. Конечно, в художественной обработке и наверно (не утверждаю) с приукрашиваниями, но, возможно, американские и британские таксисты не прочь и о Марсе поговорить. Представьте себе аналогичную картину в нашем "убере". Тут возможны всякие варианты: от "вы издеваетесь" до сцен из "Слова пацана".

Впрочем, душевными беседами дело не ограничивается: в каждой главе есть научный бэкграунд автора, психологический фактор, жизненные наблюдения из окна такси и, разумеется, сама тема, в которой вместе сливаются история, астрономия, биология, философия, физика и другие дисциплины. При этом тексты написаны живым языком, в виде увлекательных научпоп-лекций, а не академических статей, словно вас позвали хорошо проводить время и просвещаться, а не пытаются напичкать максимальным количеством фактов и информации, попутно намекнув, какой умный у этой книги автор. И да, к финалу вы станете чуточку ближе к иным мирам, а также узнаете немного об инопланетных таксистах. Но без фанатизма.

Книжный обзор Metro.

Книжный обзор Metro.

"Metro"

Фото:

Бизнес-история недели

Мария Корнилова
Смешарики. История культовой Вселенной
2024. Бомбора

Аннотация: Миллионы фанатов по всему миру, более 600 отснятых серий, 6 спин-оффов и 3 полнометражных фильма. Всё это о них, о Смешариках, на которых успело вырасти несколько поколений детей. А ведь на заре 2000-х, когда история только начиналась, никто и подумать не мог, что двум парням – Илье Попову и Салавату Шайхинурову             – удастся невозможное: с нуля, без опыта в мультипликации создать первый в России анимационный сериал, который обойдёт по популярности зарубежные франшизы. Эта книга – искренняя история о том, как рождалась, росла, находилась  на грани краха и снова набирала силу Вселенная Смешариков. Написанная свидетелем событий, сценарным редактором проекта Марией Корниловой, книга рассказывает о том, что долгое время оставалось за кадром.

Наше мнение: "Думал, снимем несколько эпизодов и всё плавненько загнётся, – смеётся Денис. – Но шли годы, а оно не загибалось. Вот это меня больше всего удивляло". Денис – главный режиссёр самой популярной и долгоиграющей мультфраншизы из России, а его откровение из предисловия – пожалуй, лейтмотив очень яркой, как и сами шарообразные герои, увлекательной и ненавязчивой книги, которая написана главным редактором проекта вполне в стиле рисованной вселенной. Одновременно в ней собраны несколько жанров: история успеха, бизнес-книга, мемуары создателей, завуалированные мастер-классы по сценарному и киношному производству, а также сборник фактов в стиле "вы этого точно не знали". Миллион эскизов, фотографий, набросков прилагаются.

Расскажут нам об исчезнувших персонажах (Пчёл, Бельчун, Бурёнка и другие пали жертвой естественного отбора), эволюции знакомых героев, тонкостях работы мультипликаторов, истоках характеров, брендировании товаров и ротации на китайском телевидении, а также о их величестве пасхалках. А их здесь множество: от The Beatles, Queen и "Властелина колец" до Тарковского, "Иронии судьбы" и даже "ДМБ". Ну и о проекте "СмешАрт" не забыли. Стилизации под Дюрера, Дали и Серова завершают книгу, которая может показаться образцом того, как надо с любовью, юмором и чувством стиля писать о популярных брендах. Наверно потому, что история эта личная.

Книжный обзор Metro.

Книжный обзор Metro.

"Metro"

Фото:

Показать комментарии