Книжные новинки: "Бронепароходы" Иванова, ремейк "Доктора Джекила" и экстрасенсы

Что почитать зимой 2023 года, рассказываем в традиционном книжном обзоре Metro

Книжный обзор Metro. Фото "Metro"
Книжный обзор Metro. Фото "Metro"
Книжный обзор Metro. Фото "Metro"
Книжный обзор Metro. Фото "Metro"
Книжный обзор Metro. Фото "Metro"
Книжный обзор Metro. Фото "Metro"
Книжный обзор Metro. Фото "Metro"
Книжный обзор Metro. Фото "Metro"
Книжный обзор Metro. Фото "Metro"
Книжный обзор Metro. Фото "Metro"
Книжный обзор Metro. Фото "Metro"
Книжный обзор Metro. Фото "Metro"

Бестселлер недели

Даниэль Шпек
Улица Яффо
2023. Фантом Пресс

Аннотация: Маленькая Жоэль обретает новый дом на улице Яффо в портовом городе Хайфа. В это же время для палестинки Амаль апельсиновые рощи ее отца в пригороде Яффы стали лишь воспоминанием о потерянной родине. Обе девочки понятия не имеют о секрете, что не только связывает их, но и определит судьбу каждой. Их пути сойдутся в одном человеке, который сыграет определяющую роль в жизни обеих, – бывшем немецком солдате Морице, который отказался от войны, своей страны, от семьи в Германии, от своего имени, от самого себя. И всю жизнь Мориц, ставший Морисом, проведет в поисках одного человека – себя настоящего. Его немецкая семья, его еврейская семья, его арабская семья – с какой из них он истинный, где главная его привязанность и есть ли у него вообще корни. Три семьи, три поколения, три культуры – и одна общая драматичная судьба...

Наше мнение: Когда-то немец Даниэль Шпек “взорвал танцпол” с романом “Bella Германия”, который стал первой в его серии семейных саг. С той поры он не может остановиться, а “Улица Яффо” – и вовсе продолжение предыдущего произведения “Piccola Сицилия”. Хотя читать их можно и порознь, но интереснее и полезнее для организма именно вместе, ведь история продолжается, а отдельные сюжетные линии накладываются друг на друга. В остальном, если вы любите Шпека, почувствуете себя как рыба в воде. В каждой книге автор соединяет семейные тайны, разные локации старушки Европы с обязательными визитами в Германию и Италию и разные же периоды: обычно – Вторую мировую, послевоенное время и современность. Всё это дополнено лёгкими экскурсами в историю, в которой “больной” темой для немца является нацизм. 

Плох этот шаблон или хорош? С одной стороны, читается “Улица Яффо” легко, выглядит по-киношному или даже по-сериальному: с резким переключением мест действия, героев и периодов времени, хорошо переданной “визуальной” атмосферой, живыми диалогами и богатыми описаниями. Словом, легкомысленно в стиле современного бестселлера, где историческая правда и этнические моменты очень размыты, упрощены, погребены под лоском большого романа для интеллектуалов, но к этому надо быть готовым заранее.

С другой стороны, шаблон есть шаблон, и новая семейная сага предстаёт в виде брата-близнеца предыдущих с немного смещёнными акцентами, но похожей фактурой, повествованием и фирменными фишками. Возможно, Шпеку стоит немного передохнуть и обратиться к другой художественной форме. Но это лирика: нынешняя ещё пока неплохо работает, развлекает и заставляет задуматься одновременно. Критически настроенного читателя “Улица Яффо” может смутить исторической поверхностностью, но поскольку это роман, а не монография, простительно. 

Книжный обзор Metro.

Книжный обзор Metro.

"Metro"

Фото:

Ремейк недели

Рассел Крейг
Хайд
2023. Рипол-Классик

Аннотация: У Эдварда Хайда есть странный дар или проклятие, которое он держит в секрете от всех, кроме своего врача. Он проживает две реальности: одну настоящую, а другую – мир грёз, вызванный неврологическим заболеванием. Когда викторианский Эдинбург потрясает шокирующее убийство, перекликающееся с древним кельтским ритуалом тройственной смерти, капитан Эдвард Хайд оказывается вовлечен в опасный заговор, паутину которого плетёт некто зловещий…

Наше мнение: Нельзя назвать вольный ремейк классики “Странная история доктора Джекила и мистера Хайда” Роберта Стивенсона такой уж неожиданной идеей. Сколько их уже было в разных форматах за полторы сотни лет? Но британцу Расселу Крейгу, автору гамбургского цикла про сыщика Йена Фабеля, поиски маньяка и викингскую мистику, такой вариант, пожалуй, больше всего к лицу. Разве что древних скандинавов в “Хайде”, действие которого развивается в викторианском Эдинбурге, он поменял на кельтов. Но и атмосфера, и настроение, и умение держать интригу максимально долго – всё на своих местах. 

Получается неплохая история на стыке готического хоррора и современного триллера: многослойная, с глубоким проникновением в психологию, с массой обманок, которые заставляют гадать, откуда может прийти угроза, но при этом развлекательная, легко написанная. Да и задумку Стивенсона Крейг не стал копировать один в один, перевернув её с ног на голову (спойлеров не будет!). Конечно, это по-прежнему текст о двойственности человека, его ангелах и демонах, которые могут уживаться в одной личности, но не ксерокс.

Возможно, кому-то покажется, что в “Хайде” слишком много сюжетной воды, когда появляется масса отвлекающих и как будто не особо связанных с расследованием вещей и линий, но большинство читателей это смутить не должно. Иначе всё дело свелось бы к камерному детективу с хоррор-составляющей, а это было бы на порядок хуже. 

Книжный обзор Metro.

Книжный обзор Metro.

"Metro"

Фото:

Русский блокбастер недели

Алексей Иванов
Бронепароходы
2023. Рипол-Классик

Аннотация: 1918 году речными флотилиями обзавелись и "учредиловцы" в Самаре, и Троцкий в Нижнем Новгороде, и повстанцы Ижевска, и чекисты в Перми. А в мире бушевала инженерная революция, когда паровые машины соперничали с дизельными двигателями, и в российское противостояние красных и белых властно вторгалась борьба лидеров нефтедобычи – британского концерна "Шелл" и русской компании братьев Нобель. Войну вели и люди, и технологии, и капиталы. В кровавой и огненной круговерти речники оказывались то красными, то белыми...

Наше мнение: Так уж устроен наш мозг, тем более в эпоху клипового мышления, что без ассоциаций и сравнений никуда. Если грубо подгонять "Бронепароходы" под этот стандартный шаблон, то новый роман Иванова больше всего исторически и повествовательно апеллирует к "Тоболу", а своей кинематографичностью, даже, скорее, сериальностью – к "Теням тевтонов".
Все 700 страниц не отпускало чувство, что и переписывать для теленовеллы ничего не нужно. Здесь и постоянный экшен с кровью и боями, и мгновенная смена локаций, и несколько основных действующих персонажей, между которыми постоянно переключается текст (а сколько важных второстепенных!), и сильные женские образы, и очень динамичная картинка, и отменные диалоги, соответствующие эпохе. Плюс масса исторических личностей – от Троцкого до Колчака. Бери да снимай! Эффекта Иванов добивается в том числе стилистически: очень компактным, ёмким языком, короткими главами, типичными клиффхэнгерами.

Впрочем, за общим динамичным экшеном нон-стоп скрывается глубокий рассказ-сожаление о потерянной дореволюционной России, которая болезненно через Гражданскую войну переходит в советскую историю, а впереди (прямо представляешь в очень эмоциональном ключе) – бесконечная череда испытаний, экспериментов над населением и как итог – крах в финале. Сегодня, через сто лет после тех событий и спустя три декады после развала СССР, это всё ещё некой фантомной болью управляет нашими жизнями. И параллели упущенных шансов и возможностей будут так или иначе всплывать в голове по ходу чтения неоднократно.

Как обычно у Иванова, рассказанное в "Бронепароходах" достаточно близко следует истории, но, разумеется, ей не тождественно. Это исторический роман, а не учебник или монография. Здесь в одну реку (в прямом и переносном смыслах) сливаются несколько глобальных тем: противостояние белых и красных, инженерное дело и судоходство, разработка нефтяных месторождений и даже в качестве авантюрной линии – поиск царского золота. Но главное, пожалуй, это люди, судьба простого человека на фоне исторической махины, которая перемалывает всех.

В тексте лихие красные дельцы и деятели нового времени чётко противопоставляются тем, кто, по мнению автора, местами выраженному слишком явно, служил стране и поднимал её в царские времена. Деструктивные силы против созидательных в историческом контексте. Столыпинские "Дайте Государству 20 лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России" против гимна "Интернационал" с его "Весь мир разрушим. До основанья, а затем. Мы новый мир построим" и "Кто был ничем, тот станет всем".

В результате детальный, масштабный и очень амбициозный роман передаёт это ощущение трагического и сложного клубка, который невозможно распутать малой кровью, при этом в очень легко читаемой и рассчитанной на максимально широкую аудиторию форме. Как у Алексея Иванова это получается – настолько гармонично совместить одно с другим, диву даёшься. Но оно так.

Книжный обзор Metro.

Книжный обзор Metro.

"Metro"

Фото:

История недели

Кэтрин Зубович
Москва монументальная
2023. Corpus

Аннотация: Московские высотки, без которых уже более полувека невозможно представить облик российской столицы, имеют драматичную историю возникновения. Самый первый и самый важный небоскрёб – Дворец Советов, спроектированный как грандиозный памятник Ленину, – так и не был построен, но именно в его незримой тени выросли "семь сестер" – послевоенные московские высотки. Для их строительства советские архитекторы и проектировщики обратились к опыту и достижениям мировой архитектурной и инженерной мысли, наладили общение с коллегами за рубежом, ездили за границу и привлекали иностранцев для выполнения работ в СССР. Помимо вопросов архитектуры, эстетики, конструктивных решений, для многоэтажных зданий освобождались места, давно обжитые людьми, нанимались тысячи рабочих из глубинки, применялся труд заключённых...

Наше мнение: У американки Кэтрин Зубович, специалиста по российской и советской истории, получилась крайне удачная, доходчивая и детальная книга о том, как Москва 30–50-х годов так и не превратилась в Нью-Йорк. Как и во многих других сферах молодое государство, оправившись от Гражданской войны и “закрыв” НЭП, старалось перенять передовой опыт из-за океана, а тамошние архитекторы готовы были делиться своими наработками, нередко – из энтузиазма и забесплатно. Сама по себе история “семи сестёр” и не состоявшегося Дворца Советов кажется макабрической, странной, несоответствующей эпохе, реализованной не благодаря, а вопреки. В итоге сегодня от московского неба не отделить эти гибриды нью-йоркских небоскрёбов и помпезных сталинок, которые за океаном уже на этапе их проектирования считали атавизмом. 

Но “Москва монументальная” – не только об архитектуре и портрете эпохи через призму градостроительства. Скорее о людях, простых и не очень, которые стояли за идеей и её непростой реализацией. Благодаря тому, что текст написан американкой, он выглядит достаточно свежим и непредвзятым, очищенным от культурной шелухи и устоявшихся в нашем обществе точек зрения. Хотя не сказать, что вам встретятся какие-то неожиданные повороты и новые взгляды на привычные вещи, поскольку текст выдержан в академическом стиле со всей тщательной работой с архивами и отсутствием бесконечной научпопной Википедии. 

Книжный обзор Metro.

Книжный обзор Metro.

"Metro"

Фото:

Магия недели

Гэри Нанн
Битвы с экстрасенсами
2023. Individuum

Аннотация: Экстрасенсы, медиумы, астрологи и тарологи редко оставляют людей равнодушными: кто-то считает их шарлатанами, а кто-то – последней надеждой. Однако даже убеждённые скептики знают свой знак зодиака. Австралийский журналист Гэри Нанн заинтересовался ясновидящими, когда сперва к ним стала ходить его раздавленная горем сестра, а затем узнал, что даже биржи привлекают их на работу. Откуда берётся эта тяга к мистике и может ли она пойти нам на пользу? Почему люди тратят время и деньги на услуги прорицателей, если их способности не доказаны наукой?

Наше мнение: Очень неожиданная книга от австралийского журналиста. Даже не тем, что он решил глубоко копнуть мир шарлатанов от магии, но своим итогом, которого по предисловию и первым главам совершенно не ждёшь. Сестра автора после смерти их отца увлеклась гадалками и астрологами, щедро спонсируя паранормальный бизнес. Гэри Нанн решил “накрыть” всю шарашкину контору, параллельно подучив матчасть по картам Таро и взяв интервью у разных ясновидящих. И всё бы ничего, если бы он не пришёл к выводу, что особенного криминала в этой деятельности нет (не сочтите за спойлер). В некоторых жизненных ситуациях вера в сверхъестественное может кому-то помочь, а, значит, и запрещать всю эту братию или как-то регулировать их работу не стоит. При этом вывод не вытекает из всего сюжета, который кажется смешным, местами даже уморительным, сумбурным, авантюрным и наполненным до краёв скептицизмом. Читать про метания главного героя по “мастерским” гадалок и тарологов довольно занятно. Только делайте свои выводы. 

Книжный обзор Metro.

Книжный обзор Metro.

"Metro"

Фото:

Показать комментарии