Что почитать в феврале: Мураками, Хандке, детектив о Пифагоре и Cosa Nostra

Самые интересные новинки издательств, которые выходят в России

Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"

Сборник недели

Харуки Мураками
От первого лица

2021. ЭКСМО

Аннотация: Впервые на русском. Новый сборник от мастера современной прозы, уникального, всемирно известного японского писателя Харуки Мураками. Восемь рассказов "От первого лица" в фирменном стиле автора. Микс из историй, разных по содержанию, но с гарантированным качеством. Что из историй реальность, а что вымысел – каждый решает сам.

Наше мнение: "От первого лица" – в полном смысле издание "тру-фэнз онли". Проще говоря, для фанатов. Это не оценочное и не пессимизирующее суждение, просто факт. Тот самый "короткий метр", который не подойдёт для знакомства с текстами мастера (мол, вот пробегусь – и созрею на роман). Для тех, кто "понадкусывал" библиографию японца по вершкам, – также мимо, не годится для долгоиграющих выводов. Хотя каждая из восьми историй насквозь, до буквы и мельчайших нюансов – 100%-ный Мураками. Меланхоличный, трагикомичный, неспешный, медитативный, со своей фирменной философией одинокого человека и отношением к любви, постоянными возвращениями в юность, грустью и ностальгией, непременным музыкальным фоном в виде джаза и не только (один из рассказов называется With The Beatles, а другой посвящён Чарли Паркеру, культовому джазмену и кумиру Мураками). И, разумеется, зачастую с размытой гранью между реальностью и вымыслом, ускользающими образами, в существовании которых герой так и не сможет убедиться (как и опровергнуть их). Высший пилотаж – "Исповедь обезьяны из Синагавы", традиционный магический реализм от маэстро, где на горячих источниках альтер-эго писателя выпивает за жизнь с приматом, крадущим у людей их имена (ну ладно, не полностью, частично!). Есть здесь и нон-фикшн, а именно – "Сборник стихов о "Ласточках якулта", в котором автор вспоминает о странной комбинации увлечений стихами и бейсболом в своей юности. В целом Мураками, как обычно, демонстрирует фантазию, необычный склад мыслей со своей образностью и оставляет приятное ощущение тех самых "кофе и пледа". Хоть кофе уже остыл, а плед постарел. Эдакое фирменное японское ваби-саби.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Большой роман недели

Петер Хандке
Воровка фруктов

2021. ЭКСМО

Аннотация: Он ищет женщину, которую зовёт Воровкой фруктов. Следом за ней он, а значит, и мы, отправляется в Вексен. На поезде промчав сквозь Париж, вдоль рек и равнин, по обочинам дорог, встречая случайных и неслучайных людей, познавая новое, мы открываем главного героя с разных сторон.

Наше мнение: Австриец Хандке – один из нобелевских крепких орешков. В том смысле, что за исключением пары "облегчённых" романов он пишет прозу, которая массовому читателю кажется искусством ради искусства. И если вы не знакомы с его стилем (и пока что не прониклись им), то чтение романа "Воровка фруктов", который объединяет все фирменные черты автора, достойно оказаться настоящим испытанием. В пространстве Хандке первичен язык: сложный, перенасыщенный "утяжелениями" в виде оборотов и запутанных "лабиринтов слов", не гладкий, лёгкий и струящийся, а вздыбливающийся абзацами в целую страницу, заставляющий терять мысль и возвращаться на предыдущие строчки. Есть здесь и специфика немецкого: то, что хорошо австрийцу из-за структуры речи, русскому может быть плохо. Не удаётся сфокусироваться, постоянно теряете нить? Типичный диагноз. Тогда быстро сломаетесь и сдадитесь, а может быть, наоборот, броситесь "укрощать" текст: удачно или не очень. Тем более, в "Воровке" фактически нет сюжета. Это своеобразный роуд-муви в виде потока сознания без особой цели. Книга состоит из деталей, штрихов, атмосферы, нюансов. Их надо ловить, хватать на лету, собирать, как пазл. Всё у Хандке не так, как мы привыкли в массовой художественной литературе: и завязки нет, и главная героиня – случайно встреченный персонаж, и у автора фактически отсутствует какая-либо значимая история, и развития не прослеживается, и сам текст ниоткуда и, главное, никуда не ведёт. Заманчиво? На самом деле экзистенциальное путешествие героев Хандке – возможность вырваться из зоны комфорта в литературе, получить новый опыт, а если вы ещё и попадёте в настроение и "поток", то тем более получите удовольствие. В атмосфере современной художественной литературы, которая стремится к упрощению и играет на вкусы массового читателя, это ценно.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Детектив недели

Маркос Чикот
Убить Пифагора

2021. ЭКСМО

Аннотация: 510 г. до н.э. Пифагор – один из самых влиятельных людей своего времени, лидер могущественной религиозно-философской организации – готовится назначить преемника. Втайне от всех он выбирает лучшего из шести учеников. Но череда убийств, каждое загадочнее и необычнее предыдущего, потрясает школу пифагорейцев. Некто расправляется с кандидатами. Очевидно, что смерть великого философа должна стать кульминацией в его зловещем сценарии…

Наше мнение: Берём современный триллер про хитроумного великого комбинатора, пытающегося завоевать мир, заменяем имена на древнегреческие, выписываем антураж из учебника по истории античности (и пару сюжетов из "Мифов и легенд") вуаля, сделано дело! А вместе с делом звание самого продаваемого испанского романа в электронном виде и номинации мадридского клинического психолога (по образованию) на крутейшие премии. Стоит ли говорить, что этот детектив исторический только потому, что здесь на страницах тусуются Пифагор, Милон Кротонский и прочие вечно живые персонажи до нашей эры, о которых толком ничего не известно, так что можно творить техно-фэнтези-триллер. А достоверности в тексте примерно столько, сколько у Дэна Брауна. И ваше отношение к бестселлеру Чикота будет зависеть от того, сможете ли вы закрыть на это глаза. И не только на это. Кроме того, что "Убить Пифагора" вполне современен, сюжет здесь максимально линейный, герои карикатурно положительные или отрицательные (привет классической пьесе!), описания достаточно брутальные (включая изнасилования), сильная и независимая женщина несомненно победит (не спойлер!), а глубины для такой истории не хватает. Ну и 640 страниц для текста, кажется, перебор. Утопил? Убил? Чикот ревёт, сушит памперсы и не пишет больше? Пишет-пишет, там у него дальше Сократ и Платон, нашёл свою поляну. Весь иконостас недостатков, которые становятся очевидны уже на первой сотне страниц (сюрприз!), не мешает спокойно и даже с интересом дочитать увесистый томик до конца. Потому что древнегреческими детективами мы не избалованы (античные в основном про Рим), интрига есть, антураж хоть и фэнтезийно-исторический, но выписан неплохо, а сама книга получается динамичной и ловко свёрстанной в стиле современных сериалов с клиффхэнгерами глав и прочими плюшками. Ну и бонусом чуть-чуть математики из школьной программы в виде врезок! Ждём перевода сиквела.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

История недели

Джон Дикки
Cosa Nostra

2021. Бомбора

Аннотация: Основанная на множестве свидетельств как борцов с мафией, так и самих "раскаявшихся" мафиози, книга Дикки стала настоящим расследованием о том, как устроена изнутри одна из самых опасных и жестоких преступных организаций мира.

Наше мнение: В среде фанатов "Крёстного отца" книга британца Джона Дикки – давным-давно классика. Шутка. Как раз поклонника трилогии Фрэнсиса Форда Копполы этот томик может расстроить не по-детски. Автор пишет не о лихих похождениях нью-йоркских гангстеров (без них, конечно, не обойдётся, но пунктиром), а той самой "коза ностре". И делает это не в стиле "Клана Сопрано" и "Острых козырьков". Работа насыщена деталями, именами и связывает историю мафии на Апеннинах с формированием централизованного государства (параллели и выводы очень любопытные). Это хоть и не академическое и не глубокое, но исследование, всё серьёзно. Здесь будут и Муссолини, и Джованни Фальконе (тот самый, с которого фиксируем "начало конца" безнаказанности сицилийцев), и десятки других исключительно итальянских персонажей, нам в России (да и за пределами Италии в целом) в основном не известных. Впрочем, многих читателей может смутить невероятное количество фактов и имён, а также слишком резвое вмешательство Дикки в "ход событий". Он активно комментирует происходящее, вместо того, чтобы сухо констатировать факты. Но эти ремарки можно пропустить мимо ушей (глаз!). Всё остальное – от истории до итальянской политики и структуры Cosa Nostra – вызывает интерес.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Будущее недели

Марк-Уве Клинг
Страна качества 2.0

2021. Fanzon

Аннотация: Двадцать первый век. Век качественной жизни. Век Страны Качества. Страны, построенной на "больших данных", искусственных интеллектах и всесильных алгоритмах, которым подчиняются все государственные и коммерческие службы. Но алгоритмы начинают работать непредсказуемо, дроны ломаются, климат меняется, а к власти рвутся силы, не заинтересованные в общественном благосостоянии. Что делать нашим героям – Петеру Безработному, Кики Неизвестной, Каллиопе 7.3 и Айше Доктору?

Наше мнение: Если вы не читали первую часть "Страны качества", то обязаны это сделать. Хотя бы из любопытства. Более тонкой сатиры на современное общество потребления с распухшими от комфорта, но при этом вечно недовольными гражданами трудно себе представить. Да, здесь очевидные пороки упакованы в лёгкую антиутопию, но всё понятно и без комментариев. Версия 2.0 – классическое продолжение, в полной степени эксплуатирующее (какое точное слово для мира книги!) все фишки оригинала и практически ничего к нему не добавляющее. Тот же юмор, инъекции абсурда, завуалированное бичевание обывательских вкусов и привычек (а, может быть, их воспевание в какой-то мере?), сталкивание государства, технологий и маленького человека. Для тех, кто влюбился в героев первой книги, вторая покажется очень знакомой. Тем, кто ждёт развития и хочет видеть обновление сюжетов, может быть скучновато, предупреждаем. С другой стороны, зануды совершенно спокойно проглатывают циклы фэнтези или фантастики, где развития практически никакого, кроме новых боёв и стычек. Почему здесь немецкий автор должен абстрагироваться от дебютного тома? Клинг исследует свой мир не во времени, а в пространстве, в основном смыслов, вглубь. И созданная им картина с каждым годом становится всё реальнее. Взгляните вокруг!

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Показать комментарии