Metro поговорило с будущими первоклассниками, пятиклассниками и одиннадцатиклассниками про школу. И выяснило у психолога, как родители могут помочь своим детям в переломные этапы школьной жизни.
Мы задавали вопросы: 1. Хочешь ли ты идти в школу и почему? 2. Опиши, как ты представляешь
свой обычный день в 1-м классе (5-м классе, 11-м классе). 3. Чего ты в школе боишься больше всего? 4. Что в школе кажется самым клёвым? 5. Как ты готовился (-ась) к школе летом? 6. Закрой глаза. Когда я тебе говорю "школа", что ты представляешь? Опиши в деталях. 7. Зачем нужно учиться? 8. Чем бы дети занимались, если бы не надо было учиться?
1-й класс
Миша
1. Нет. Потому что боюсь. Ведь там будет трудно и тяжело.
2. Я представляю его скучным. Больше нечего и говорить. Нескучными будут только перемены. Буду, как Тима (старший брат, идёт в 4-й класс. – Прим. ред.), в телефоне играть. Я слышал, он в школе это делает.
3. Русского языка боюсь. И математика, по-моему, сложная будет, и письмо.
4. Физра. А, нет, самое крутое – это перемена, ну или то, что будет на перемене.
5. Я отдыхал, путешествовал с семьёй. Перед школой нужно отдохнуть! А ещё мы купили мне рюкзак и вещи к школе.
6. Представляю здание. Просто здание. И забор,
а за забором весь остальной мир.
7. Чтобы получать знания.
8. Веселились бы, всё ломали и стали б ослами.
Александра
1. Да, потому что мы там будем читать и писать.
2. Буду писать и читать, слушать учительницу. На переменках в окно выглядывать. Как тогда мы выглянули в окно всем классом (ходила на подготовительные занятия. – Прим. ред.), учительница подбежала и закрыла его. И ругалась.
3. Ничего не боюсь. Если меня кто-нибудь обидит, я пожалуюсь.
4. Мне понравилось заглядывать в шкаф
(шкаф с учебными материалами. – Прим. ред.), когда учительница разрешает.
5. Читала, писала прописи. Посадили цветок, отнесу его в класс.
6. Большое здание, внизу цветочки растут.
И плитка гладкая, на ней можно кататься.
7. Чтобы ехать на работу.
8. Ничего не делали, просили бы
тёть читать, что где написано.
5-й класс
Александр
1. Да, я хочу идти в школу, там у меня много друзей, и у нас дружный класс.
2. Просыпаюсь, завтракаю, иду в школу. У нас утром зарядка, учимся. После школы могу поиграть с друзьями минут 30. Прихожу домой, обедаю, делаю уроки, еду на тренировку (я 4 года занимаюсь дзюдо и самбо), вечером ещё могу повторить устное задание, смотрю телевизор или играю в телефоне и ложусь спать.
3. Волнуюсь, когда контрольные работы.
4. Урок физкультуры, а ещё когда мы с классом едем в санаторий или в цирк. В 5-м классе жду истории, мне кажется, она мне понравится.
5. Читаю книги. Честно говоря, первый месяц я ничего не читал, но мама говорила, что нужно. Я и сам понимал, начал и втянулся. В августе повторяю русский и математику.
6. Представил перемену, когда мы с друзьями играем, можем побегать по коридору.
7. Учиться нужно для своего же будущего, чтобы получить хорошее образование и профессию.
8. Играл бы целыми днями на улице и бездельничал.
Катя
1. Нет! Потому что я боюсь новой учительницы, мне страшно, вдруг я к ней не привыкну. Боюсь нового.
2. Встала, умылась, позавтракала, поехала в школу. Там переобуваюсь, раздеваюсь. Сдаю тетрадь
с домашним заданием. Уроки. Потом домой.
3. Лично я боюсь зайти в неё, потому что у нас вечно все бегают. Мальчики неадекватно иногда себя ведут. Один из нашего класса меня как-то по лицу ладонью отхлестал. А взрослые смотрели и ничего не делали.
4. Урок ИЗО. Я очень люблю рисовать. Самое клёвое – это общение,
с друзьями, с учительницей.
5. Читаю книги. Стараюсь что-нибудь писать, например, тексты переписываю.
6. Я вижу синее здание с окнами. Ворота. Чёрная дверь, коридор. Лица моих одноклассников. Рюкзаки на полу, это когда все переодеваются.
7. Чтобы получать знания, чтобы жить дальше, окончить школу на отлично, потом институт, поступить на работу и обзавестись семьёй.
8. Ничем. Гуляли бы, смеялись – глазки в кучку, потому что ученье свет, а неученье тьма. Я особо не хочу учиться, но надо, а раз надо, значит надо.
11-й класс
Антон
1. Скорее да, чем нет, так как хочу побыстрее окончить школу и сменить обстановку.
2. Просыпаюсь, иду в школу, отучиваюсь 6–7 уроков, иду на дополнительные. После этого иду домой, делаю уроки, отправляюсь на тренировку по футболу. Потом – домой и ложусь спать.
3. Идти на русский язык и литературу с не до конца выполненным домашним заданием.
4. Самым клёвым в школе кажется общение с людьми, с которыми я через многое прошёл.
5. Стараюсь читать книги.
6. Познание чего-то нового с научной и жизненной стороны.
7. Учиться нужно, чтобы получать знания и идти с ними по жизни.
8. Если судить по современной молодёжи, почти все сидели бы в социальных сетях и играли бы в компьютерные игры.
Владислава
1. Скорее нет, так как я ещё полностью
не уверена в выборе своей будущей профессии. Если бы я точно знала, кем хочу быть, то в школу бы ходила с радостью, чтобы быстрее реализовать свои цели.
2. Я считаю, в 11-м классе все дни будут необычными. Уже сейчас чувствую, что придётся хорошо потрудиться в учёбе и не только.
3. Боюсь ошибиться в выборе предметов для сдачи ЕГЭ. Боюсь идти на урок с невыполненным домашним заданием.
4. Школьные переменки. Сколько всего интересного на них происходит: и догонялки с 1-го этажа на 3-й, и розыгрыши одноклассников, и, конечно же, "душевная сотовая" связь учителей с родителями. (Смеётся.)
5. Как бы мы ни не хотели учиться, чувство ответственности перед школой и будущими экзаменами заставляет читать книги.
6. Будильник, утром рано вставать, каждый день ходить.
Потом до трёх часов ночи уроки делать.
7. Чтобы чего-то добиться в жизни, ведь личностью не рождаются – личностью становятся.
8. Я считаю, дети без учёбы – это потерянное поколение.
Поколение, которое зависело бы только от Интернета.
Эксперт
Дарья Соловьёва, школьный психолог
Родителям первоклассника надо сформировать у ребёнка положительное отношение к жизни, в том числе и к повседневной школьной деятельности. Для этого ни в коем случае нельзя сравнивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других. Сравнивать ребёнка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его результатов. Не стоит показывать ребёнку озабоченность его школьными успехами. А вот интересоваться его школьной жизнью нужно.
В пятом классе возникает проблема множественности, много новых преподавателей, у каждого свои методы и подходы, много предметов, много кабинетов. Кроме того, этот период совпадает с началом физиологических изменений в организме ребёнка. Что должны делать родители? Воодушевить ребёнка на рассказ о своих школьных делах. Нужно посещать мероприятия, организованные для школьников и родителей. Регулярно беседовать с учителями об успеваемости ребёнка, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
Если говорить об адаптации старшеклассников, то лучше начинать с 10-го, а не 11-го класса. Жизнь ребёнка меняется, его ждёт взросление. Нужно научить детей не бояться трудностей. Увеличиваются нагрузки, происходят физиологические изменения. Родителям стоит чаще разговаривать со старшеклассником о будущем. Но беседа не должна носить какой-то принудительный характер. Не требуйте выбрать свой путь здесь и сейчас, не давите, не решайте, что он вырос, а так и не определился. Если раньше ребёнок хорошо учился, а тут внезапно успеваемость ухудшилась, то это не повод ругать его, запрещать что-то. Прежде всего выясните: какие именно проблемы в учёбе беспокоят вашего сына или дочку? Чем тут можете помочь вы лично?